СФОРМИРОВАННОСТЬ СЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА И ЕЕ МЕХАНИЗМОВ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ И АЛАЛИЕЙ
Аннотация
Проблема. В статье анализируются проблема изучения механизмов нарушения слоговой структуры слов, их связь с состоянием сенсомоторных базовых компонентов при дизартрии и алалии у детей дошкольного возраста. Цель статьи – показать связь и своеобразие сформированности слоговой системы и ее базовых сенсомоторных компонентов у детей с различными формами речевого дизонтогенеза.
Методологию исследования составили анализ и обобщение современных концепций, теорий ведущих отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследований, результаты современных исследований в коррекционной педагогике и специальной психологии.
Результаты. Проведен сравнительный анализ результатов экспериментального исследования. Определены значимые сенсомоторные компоненты для формирования слоговой структуры слов. Выявлены особенности, разнообразие типов нарушений слоговой структуры, ее базовых компонентов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при дизартрии и моторной алалии.
Заключение. Изучены механизмы нарушения слоговой системы, их связь с состоянием базовых сенсомоторных компонентов у дошкольников с общим недоразвитием речи при дизартрии и алалии.
Литература
2. Бизикова О.А. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах // Международный журнал экспериментального образования. 2012. № 2. С. 24–25. URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=2422 (дата обращения: 09.03.2021).
3. Брюховских Л.А., Дмитриева О.А. Влияние пространственного фактора на формирование звукового анализа и синтеза детей с общим недоразвитием речи // Сибирский вестник специаль-ного образования. 2017. № 1 (19). С. 22–25. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_28822922_24813363.pdf (дата обращения: 17.03.2021).
4. Брюховских Л.А., Голоскокова Н.Н. Нарушения слоговой структуры слов и сформированности ее базовых компонентов у детей с алалией // Аутизм и другие нарушения в развитии: современные исследования и разработки Краснояр. гос. пед. университета им. В.П. Астафьева. 2020. № 1 (4). С. 15–25. 25146/2221-11 DOI: https://doi.org/10.25146/2221-1160-2020-4-1 (дата обращения: 09.03.2021).
5. Брюховских Л.А. Нарушение сложных грамматических структур у детей с дизартрией. Диагностика и коррекция: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2014. С. 31–34. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007554980 (дата обращения: 09.03.2021).
6. Брюховских Л.А. Объективизация пространственных отношений при формировании предложных конструкций у младших школьников с задержкой психического развития // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 3. С. 150–154. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obektivizatsiya-prostranstvennyh-otnosheniy-pri-formirovanii-predlozhnyh-konstruktsiy-u-mladshih-shkolnikov-s-zaderzhkoy/viewer (дата обращения: 09.03.2021).
7. Брюховских Л.А., Гранько А.С. Особенности слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с дизартрией // Молодежь и наука XXI века: XVII Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых. Современные технологии коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: сб. матер. науч.-практ. конф. студентов, магистрантов, аспирантов. Красноярск, 27 апреля 2016 / отв. ред. О.А. Козырева; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. 2016. С. 21–24. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28338522 (дата обращения: 17.03.2021).
8. Дмитриева О.А. Оптико-мнестические и речевые составляющие процесса чтения как предмет изучения нейропсихологии, лингвистики и психолингвистики // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 4 (30). С. 119–120. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/optiko-mnesticheskie-i-rechevye-sostavlyayuschie-protsessa-chteniya-kak-predmet-izucheniya-neyropsihologii-lingvistiki-i/viewer (дата обращения: 09.03.2021).
9. Иванова А.С., Андреева Е.П. Особенности звуко-слоговой структуры слов у детей ОНР II уровня // Молодой ученый. 2016. № 22 (126). С. 243–245. URL: https://moluch.ru./archive/126/34938/ (дата обращения: 05.03.2021).
10. Косинова Е.М. Преодоление нарушений слоговой структуры у детей с различной речевой патологией // Мерсибо [Электронный ресурс]. URL: https://mersibo.ru/collection#w12989 (дата обращения: 09.03.2021).
11. Кузьмина И.А. Фонетическая и фонологическая природа слога // Вестник Московского гос. обл. ун-та. Сер.: Лингвистика. 2010. № 1. С. 100–102. URL: https://docviewer.yandex.ru/ (дата обращения: 19.03.2021).
12. Мамаева А.В., Брюховских Л.А., Куйдина Е.Е. Мониторинг учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью (на примере звукового анализа) // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2020. № 4 (54). С. 7–17. DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-54-4-237
13. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / под ред. Р.Е. Левиной. М. 1961. С. 59–70. URL: http://pedlib.ru/Books/4/0055/4_0055-11.shtml#book_page_top (дата обращения: 17.03.2021).
14. Пащенко Л.П., Бойцова А.В. Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с моторной алалией // Молодой ученый. 2020. № 22 (312). С. 549–551. URL: https://moluch.ru/archive/312/70874/ (дата обращения: 05.03.2021).
15. Полукарова А.А, Пахомова Ю.М., Гилева Н.В. Исследование звукослоговой структуры слова у старших дошкольников с дизартрией // Инновационная наука. 2016. № 11-2. С. 193–194. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-zvukoslogovoy-struktury-slova-u-starshih-doshkolnikov-s-dizartriey (дата обращения: 17.03.2021).
16. Проглядова Г.А., Брюховских Л.А., Беляева О.Л., Воронова Т.В. Формирование знаково-символических учебных действий у обучающихся младших классов с общим недоразвитием речи III уровня на занятиях учителя-логопеда // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2019. № 3 (49). С. 6–11. DOI: https://10.25146/1995-0861-2019-49-3-137
17. Репина З.А., Щербакова Е.С. Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с моторной алалией // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2018. № 1 (52). С. 65–70. URL: http://www.surgpu.ru/media/medialibrary/2018/06/1_52_2018.pdf (дата обращения: 17.03.2021).
18. Law Th., Packman A., Onslow M., To C. K.-S., Tong M. C.-F., Lee K.Y.-S. Rhythmic speech and stuttering reduction in a syllable-timed language // Clinical Linguistics & Phonetics. 2018. Is. 32 (10). P. 932–949. DOI: https://doi.org/10.1080/02699206.2018.1480655
19. Masso S., McLeod S., Wang C., Baker E., McCormack J. Longitudinal changes in polysyllable maturity of preschool children with phonologically-based speech sound disorders // Clinical Linguistics & Phonetics. 2017. Is. 31 (6). P. 424–439. DOI:10.1080/02699206.2017.1305450
20. Murray E., Thomas D., McKechnie J. Comorbid morphological disorder apparent in some children aged 4–5 years with childhood apraxia of speech: findings from standardized testing // Clinical Linguistics & Phonetics. 2019. Is. 31 (1). P. 42–59. DOI: 10.1080/02699206.2018.1513565
21. Peter B., Lancaster H., Vose C., Middleton K., Stoel-Gammon C. Sequential processing deficit as a shared persisting biomarker in dyslexia and childhood apraxia of speech // Clinical Linguistics & Phonetics. 2018. Is. 32 (4). P. 316–346. DOI: 10.1080/02699206.2017.1375560
22. Shriberg L.D., Campbell T.F., Mabie H.L., McGlothlin J.H. Initial studies of the phenotype and persistence of speech motor delay (SMD) // Clinical Linguistics & Ponetics. 2019. Is. 33 (8). P. 737–756. DOI: 10.1080/02699206.2019.1595733
23. Vuolo J., Goffman L. An exploratory study of the influence of load and practice on segmental and articulatory variability in children with speech sound disorders // Clinical Linguistics & Phonetics. 2017. Is. 31 (5). P. 331–350. DOI:10.1080/02699206.2016.1261184
24. Waring R., Eadie P., Liow S.R., Dood B. The phonological memory profile of preschool children who make atypical speech sound errors // Clinical Linguistics & Phonetics. 2018. Is. 32 (1). P. 28–45. DOI: 10.1080/02699206.2017.1326167