ВЗАИМОСВЯЗЬ ВРЕМЕННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

  • DYACHUK Anna A. КГПУ им. В.П. Астафьева
Ключевые слова: временная компетентность, временная перспектива, дезорганизаторы времени, навыки управления временем, академическая успеваемость, подростковый возраст.

Аннотация

Проблема и цель. Несмотря на выделение временного фактора в организации учебной деятельности, актуальность развития навыков тайм-менеджмента, исследований временной компетентности в соотношении с академической успеваемостью выявлено недостаточно, особенно в подростковом возрасте. Цель работы – выявление уровня развития временной компетентности и качественно своеобразной ее структуры у старших подростков с разной академической успеваемостью. Методологию исследования составляют положения субъектно-деятельностного и типологического подхода, раскрывающие роль временной компетентности как регулятора деятельности, анализ работ оте-чественных и зарубежных авторов, рассматривающих личностные качества как фактор академической успеваемости обучающихся, а также применение опросных методик измерения структурных компонентов и методов количественного и кластерного анализа для выявления типологических особенностей временной компетентности и соотношения их с академической успеваемостью.

Результаты. Выявлены четыре типа структурной организации временной компетентности, который находит отражение и в уровне ее сформированности. Показано, что структурная организация временной компетентности, уровень ее развития соотносятся с уровнем академической успеваемости.

Заключение. Развитие компонентов временной компетентности старших подростков с учетом ее структурной организации в процессе психолого-педагогической работы может способствовать успешности в процессе обучения.

Литература

1. Бухарина А.Ю., Толстых Н.Н. Временная перспектива и временная компетентность как факторы учебной мотивации // Современная зарубежная психология 2019. Т. 8, № 2. С. 36–48. DOI: 10.17759/jmfp.2019080204
2. Гордеева Т.О., Осин Е.Н. Особенности мотивации достижения и учебной мотивации студентов, демонстрирующих разные типы академических достижений (ЕГЭ, победы в олимпиадах, академическая успеваемость) [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электронный журнал. 2012. Т. 5, № 24. URL: http://www.psystudy.ru/index.php/num/2012v5n24/708-gordeeva24.html (дата обращения 10.02.2020).
3. Дьячук А.А. Взаимосвязь личностных особенностей и саморегуляции подростков // Вестник государственного университета Дубны. Сер.: Науки о человеке и обществе. 2017. Т. 2, № 2(4). С. 76–84. URL: http://vestnik.fsgn.uni-dubna.ru/ru/
4. Енькова Л.П. Временная компетентность у студентов педагогических специальностей и проблема ее диагностики // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер.: Педагогика, психология. 2011. № 3 (6). С. 123–125. URL: https://journal.tltsu.ru/rus/index.php/VNSPP/article/view/5051
5. Жаппар А.Т. Временная компетентность и восприятие рабочего времени банковских менеджеров // Научное мнение. 2014. № 9-2. С. 132–140. URL: http://unipress.pro/catalog.php?pid=61&aid=1549
6. Кочергина Е.В., Най Дж.В.К., Орёл Е.А. Факторы «Большой пятерки» как психологические предикторы академической успеваемости студентов вузов [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 27. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n27/776-kochergina27.html (дата обращения: 12.02.2020).
7 Кузьмина О.В. Ситуационный подход к исследованию компетентности во времени // Вестник Удмуртского университета. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2015. № 2.
С. 26–33. URL: http://journals.udsu.ru/philosophy-psychology-pedagogy/article/view/2797
8. Кузьмина О.В. Структурно-функциональная модель временной компетентности // В мире научных открытий. 2011. № 9-3 (21). С. 977–993. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17345771
9. Лукашенко М.А. Тайм-менеджмент в начальной школе – кому это нужно? // Начальная школа плюс: до и после. 2013. № 7. С. 16–20. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20389740
10. Мандрикова Е.Ю. Современные подходы к изучению временной перспективы личности // Психологический журнал. 2008. Т. 29, № 4. С. 54–65. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11032502
11. Мельникова Д.М., Мельникова М.И. Временнáя компетентность как фактор успешности будущих педагогов // Акмеология. 2015. № 4 (56). С. 109–115. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25009877
12. Новикова М.А. Корнилова Т.В. Самооценка интеллекта в структурных связях с психометрическим интеллектом, личностными свойствами и академической успеваемостью [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2012. Т. 5, № 23. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2012v5n23/686-novikova23.html (дата обращения: 10.02.2020).
13. Плоткина С.В., Барашкова С.А. Особенности восприятия времени у лиц с различным уровнем прокрастинации // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 2-2. С. 311–315. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8573
14. Толстых Н.Н. Время думать о будущем // Мир психологии. 2013. № 2 (74). С. 96–107. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19034449
15. Хасан Б.И., Тюменева Ю.А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола // Вопросы психологии. 1997. № 3. С. 32–39. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1997/973/973032.htm
16. Barbera L.K., Munza D.C., Bagsbya P.G., Grawitch M.J. When does time perspective matter? Self-control as a moderator between time perspective and academic achievement // Personality and Individual Differences. 2009. Vol. 46, is. 2. January. P. 250–253. DOI:https://doi.org/10.1016/j.paid.2008.10.007
17. Bost J.M. Retaining students on academic probation: effects of time management peer counselling on students, grades // Journal of Learning Skills. 1984. No. 3. Р. 38–48. URL: https://psycnet.apa.org/record/1986-04836-001
18. Britton B.K., Tesser A. Effects of time management practices on college grades // Journal of Educational Psychology. 1991. Vol. 83. P. 405–410. DOI: https://doi.org/10.1037/0022-0663.83.3.405
19. Cemaloğlu N., Filiz S. The relation between time management skills and academic achievement of potential teachers // Educational Research Quarterly. 2010. Vol. 33, № 4. Р. 3–23. URL: https://eric.ed.gov/?id=EJ935088
20. Dumfart B., Neubauer, A. C. Conscientiousness is the most powerful noncognitive predictor of school achievement in adolescents // Journal of Individual Differences. 2016. Vol. 37(1). P. 8–15. DOI: https://doi.org/10.1027/1614-0001/a000182
21. Hulleman C.S., Harackiewicz J.M. Promoting interest and performance in high school science classes // Science. 2009. Vol. 326, № 5958.
P. 1410–1412. DOI: 10.1126/science.1177067
22. Mackintosh N., Mackintosh N.J. IQ and human intelligence. Oxford University Press, 2011. 440 p. URL: https://books.google.ru
23. Mello Z.R., Worrell F.C. The Past, the present, and the future: A conceptual model of time perspective in adolescence. In: Stolarski M., Fieulaine N., van Beek W. (eds). Time Perspective Theory; Review, Research and Application. Springer, Cham. 2015. P. 115–129. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-07368-2_7
24. Shostrom E.L. An inventory for the measurement of self-actualization // Educational and Psychological Measurement. 1964. Vol. 24, № 2. P. 207–218. DOI: https://doi.org/10.1177/001316446402400203
25. Volder de M.L., Lens W. Academic achievement and future time perspective as a cognitive–motivational concept // Journal of Personality and Social Psychology. 1982. No. 42 (3).
P. 566–571. DOI: https://doi.org/10.1037/0022-3514.42.3.566
Опубликован
2020-03-30
Как цитировать
A., D. (2020). ВЗАИМОСВЯЗЬ ВРЕМЕННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 51(1), 104-113. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-51-1-188

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)