ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ СОВЛАДАНИИ С ТРУДНОЙ СИТУАЦИЕЙ ПЕРЕХОДА НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

  • Bocharova Yulia Yu. КГПУ им. В.П. Астафьева
  • Dyachuk Anna A. КГПУ им. В.П. Астафьева
  • Klimatskaya Lyudmila G. КГПУ им. В.П. Астафьева
  • Kuzina Daria V. КГПУ им. В.П. Астафьева
  • Cherkasova Yulia A. КГПУ им. В.П. Астафьева
Ключевые слова: совладание, пандемия, дистанционное обучение, студенты педагогического вуза, субъектность, самоорганизация, феноменология.

Аннотация

Проблема и цель. Актуальность проблемы изучения феноменов совладания с новыми, не встречавшимися прежде в студенческой и преподавательской среде ситуациями вынужденного выхода в длительное дистанционное обучение определяется поиском адекватных мер поддержки обучающихся. Рост числа отчислений, снижение учебной мотивации и качества результатов остаются в прогнозах специалистов. Субъектности студентов придается значительная роль в совладании с трудной ситуацией, однако отсутствуют достаточные данные о феноменологии этого процесса. Цель статьи – изучение феноменологии восприятия трудной ситуации у студентов (на примере педагогического университета) при переходе на дистанционное обучение, выделение типичных способов реагирования на нее и возможностей для развития субъектности.

Методология. Авторами проведен анализ научной литературы по факторам совладания с трудной ситуацией в условиях пандемии, эффективности дистанционного обучения студентов, а также данных опроса (n = 412) и контент-анализа фокус-группового интервью студентов Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (n = 90), полуструктурированного интервью преподавателей (n = 20). Междисциплинарное исследование выполнено на основе динамического подхода к изучению трудной ситуа-

ции, раскрывающего оценку как эмоциональной, так и поведенческой, деятельностной стороны совладающего поведения студента.

Результаты исследования. Качественный анализ переживаний студентов обнаружил различия в способах совладания с ситуацией стресса, вызванного эпидемией (в т.ч. страхом за близких, самоизоляцией и т.д.) и внезапным переходом в дистанционный формат обучения: одних студентов ситуация подавляет эмоционально, снижает их учебную мотивацию и активность, у других вызывает новые навыки планирования, саморегуляции, социальной активности. Переход студентов на дистанционное обучение вначале оценивался большинством негативно, об этом заявили 48 %, впоследствии позитивное отношение к дистанционному обучению демонстрируют и те и другие в большинстве случаев, однако у студентов, проактивно адаптирующихся к ситуации, отсутствуют депрессивное настроение, апатия, сниженная мотивация. Переживания студентов зависят от опыта взаимодействия с группой преподавателей на той или иной программе. Преподаватели проявляют недостаточную эмпатию к эмоциональному состоянию студентов, однако признают собственные дефициты в организации дистанционного обучения, которые осложняли совладание с ситуацией у студентов.

Выводы в соответствии с целью статьи. Как показывают результаты исследования, различия в способах совладания с трудной ситуацией демонстрируют студенты, отличающиеся навыками саморегуляции, отношением ко времени как ресурсу самоизменения, получения новых навыков, профессионального и личностного само-развития. Институциональная поддержка развития субъектности заключается как в организации единого образовательного пространства общими для всех субъектов (студентов и преподавателей) правилами и нормами, так и в психологической поддержке становления новых способов личностной и деятельностной саморегуляции.

Литература

1. Белинская Е.П. Совладание с трудностями в эпоху новых информационных технологий: возможности и ограничения // Психологические исследования. 2014. Т. 7, № 38. С. 2. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2014v7n38/1061-belinskaya38.html (дата обращения: 12.11.2020).
2. Вачков И.В. Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде [Электронный ресурс] // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11, № 2. С. 36–50. URL: https://psy-journal.hse.ru/2014-11-2/132380492.html (дата обращения: 10.09.2020).
3. Вызовы пандемии COVID-19: психическое здоровье, дистанционное образование, интернет-безопасность: сб. матер. / ред.: В.В. Рубцов, А.А. Марголис, И.В. Вачков, О.В. Вихристюк, Н.В. Дворянчиков, Т.В. Ермолова, Ю.М. Забродин, Н.Н. Толстых, А.В. Хаустов, А.Б. Холмогорова, А.А. Шведовская. М.: Изд-во ФГБОУ ВО МГППУ, 2020. Т. 1. 480 с.
4. Гладышев А.А., Гладышева А.А. Философия современного образования: фундаментальность или компетентность цифрового пространства // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 1. С. 3508–3519. DOI: https://doi.org/10.15372/PEMW20200114
5. Горбулина О.В., Колетвинова Е.Ю. Вынужденная корона – 2020: успехи и трудности дистанционных технологий современного университета // Вестник Университета Правительства Москвы. 2020. № 3 (49). С. 56–64.
6. Гриншкун В.В. Особенности и следствия использования открытых образовательных ресурсов и электронных курсов в российских вузах // Вестник РУДН. Сер.: Информатизация образования. 2018. № 3. С. 247–270.
7. Захарова У.С., Вилкова К.А. Субъектность студентов в условиях очного и дистанционного обучения: взгляд преподавателей // Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9, № 3. C. 87–96. DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090308
8. Кудинов И.В. Информационные технологии в профессиональном педагогическом образовании // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 3. С. 89–101.
9. Микиденко Н.Л., Сторожева С.П. Цифровое образовательное пространство: проблемы и практики применения информационных образовательных ресурсов // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 1. С. 3418–3427. DOI: https://doi.org/10.15372/PEMW20200104
10. Набокова Л.С., Рогачева Ю.С. Цифровая образовательная среда в условиях пандемии: интенции студенческой аудитории // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 3. С. 4041–4052. DOI: https://doi.org/10.15372/PEMW20200314
11. Рассказова Е.И., Леонтьев Д.А., Лебедева А.А. Пандемия как вызов субъективному благополучию: тревога и совладание // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28, № 2. С. 90–108. DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2020280205
12. Сидячева Н.В., Зотова Л.Э. Ситуация вынужденной самоизоляции в период пандемии: психо-логический и академический аспекты // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 5. С. 218–225. DOI: 10.17513/snt.38060
13. Скотникова И.Г., Егорова П.И., Огаркова Ю.Л., Жиганов Л.С. Психологические особенности переживания неопределенности при эпидемии COVID-19 / Институт психологии Российской академии наук // Социальная и экономическая психология. 2020. Т. 5, № 2 (18). С. 245–268. DOI: 10.38098/ipran.sep.2020.18.2.008
14. Тульчинский Г.Л. Цифровая трансформация образования: вызовы высшей школе // Философские науки. 2017. № 6. С. 121–136.
15. Фишман Б.Е. О субъектности студента вуза в образовательной деятельности [Электронный ресурс] // Высшее образование в России. 2019. № 5. С. 145–154. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-subektnosti-studenta-vuza-v-obrazovatelnoy-deyatelnosti (дата обращения: 07.09.2020).
16. Харламова Т.М. Специфика психического состояния и копинг-стратегий студентов при дистанционном обучении в условиях пандемии COVID-19 // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Сер. 1: Психологические и педагогические науки. 2020. № 1. С. 26–39. DOI: 10.24411/2308-7218-2020-10103
17. Цыганкова В.Н. Цифровизация образовательного процесса (на примере массовых онлайн-курсов) // Креативная экономика. 2019. Т. 13, №  3. С. 523–532. DOI: 10.18334/ce.13.3.39958
18. Brooks S.K., Webster R.K., Smith L.E. et al. The psychological impact of quarantine and how to reduce it: rapid review of the evidence // The Lancet. 2020. Vol. 395, is. 10227. P. 912–920. DOI: 10.1016/S0140-6736(20)30460-8
19. Chandra Y. Online education during COVID-19: perception of academic stress and emotional intelligence coping strategies among college students // Asian Education and Development Studies. 2020. Vol. 10, No. 2. P. 229–238. DOI: 10.1108/AEDS-05-2020-0097
20. Cho M.H., Shen D. Self-regulation in online learning // Distance Education. 2013. Vol. 34, No. 3. P. 290–301. DOI: 10.1080/01587919.2013.835770
21. Chornenka Zh. Peculiarities of teaching in higher educational institutions in the conditions of pandemia // International Independent Scientific Journal. 2020. No. 17-2. P. 37–40.
22. Cruz M.F., Rodríguez J.Á., Ruiz I.Á., López C. et al. Evaluation of the emotional and cognitive regulation of young people in a lockdown situation due to the Covid-19 pandemic // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.565503
23. Elmer T., Mepham K., Stadtfeld C. Students under lockdown: Comparisons of students’ social networks and mental health before and during the COVID-19 crisis in Switzerland // Plos One. 2020. Vol. 15, No. 7. DOI: 10.1371/journal.pone.0236337
24. Gurvich C., Thomas N., Thomas E. et al. Coping styles and mental health in response to societal changes during the COVID-19 pandemic // International Journal of Social Psychiatry. 2020. October. DOI: https://doi.org/10.1177/0020764020961790
25. Hasanah U. et al. Psychological description of students in the learning process during pandemic Covid-19 // Jurnal Keperawatan Jiwa. 2020. Vol. 8, No. 3. P. 299–306. DOI: https://doi.org/10.26714/jkj.8.3.2020.299-306
26. Kizilcec R.F., Pérez-Sanagustín M., Maldonado J.J. Self-regulated learning strategies predict learner behavior and goal attainment in Massive Open Online Courses // Computers & Education. 2017. No. 104. P. 18–33. DOI: 10.1016/j.compedu.2016.10.001
27. Klemencic M. From student engagement to student agency: conceptual considerations of European policies on student centered learning in higher education // Higher Education Policy. 2017. No. 30. P. 69–85. URL: https://scholar.harvard.edu/files/manja_klemencic/files/klemencic2017 (access date: 07.09.2020).
Опубликован
2021-06-30
Как цитировать
Yu., B., A., D., G., K., V., K., & A., C. (2021). ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ СОВЛАДАНИИ С ТРУДНОЙ СИТУАЦИЕЙ ПЕРЕХОДА НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 56(2), 109-122. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-56-2-277

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)