ЭТНИЧЕСКИЕ ИГРЫ И СОСТЯЗАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ И ЛОВКОСТИ ДВИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

  • MINDIASHVILI Dmitry G. КГПУ им. В.П. Астафьева
  • SAVCHUK Aleksandr N. КГПУ им. В.П. Астафьева
  • MARKELOV Aleksandr V. Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнёва
Ключевые слова: быстрота, ловкость, занятия физкультурой, спортивные тренировки, русские военные игры и состязания, эффект гиперкомпенсации, тренировочный цикл.

Аннотация

Постановка проблемы. Методики воспитания быстроты и ловкости изначально базировались на этнической состязательно-игровой культуре. Затем, вследствие появления спорта как социального явления, возникновения и развития спортивной науки, они были замещены методиками спортивной подготовки.

Методики, применяемые в большом спорте, ориентированы прежде всего на календарь соревнований. Распределение нагрузки в тренировочном процессе систематизировано согласно годовым макроциклам, что позволяет спортсменам и тренерам создавать эффект суперкомпенсации, необходимый для максимально возможного развития таких физических качеств, как быстрота и ловкость. На занятиях физической культурой эффект суперкомпенсации с помощью спортивных методик получить очень сложно, так как не соблюдаются условия их применения. Целесообразно проектировать занятие по физической культуре в форме микроцикла, логически завершенного, не зависящего от предыдущего занятия, в котором средствами воспитания быстроты и ловкости являются этнические состязания.

Цель статьипривести доказательства эффективности применения этнических видов спорта как средств воспитания быстроты и ловкости на занятиях физической культурой и тренировках в любительском спорте.

Методологию исследования составляет сравнительный и системный анализ методик современной спортивной подготовки и традиционных (этнических) методов физического воспитания.

Результаты исследования. Проведенный педагогический эксперимент показал, что традицион-ная (этническая) игра или состязание − это оптимальное средство воспитания быстроты и ловкости в любительском спорте и для занятий физкультурой. Каждая тренировка или учебное занятие включает в себя несколько последовательно проводимых игр или состязаний, которые являются подводящими упражнениями для состязания итогового, проводимого в конце тренировочного занятия. Такое занятие или тренировка практически представляет собой тренировочный микроцикл, в который естественным образом встроены начальный, конечный и сквозной контроль физического развития физкультурников.

Заключение. Предложенный способ организации занятий физической культурой на примере русских этнических военных игр и состязаний оптимально подходит для его использования на занятиях по физическому воспитанию в вузах. Повторяемость достоверности различия результатов дает право утверждать о правомочности и эффективности методики применения военных игр русского народа для воспитания ловкости и скоростно-силовых качеств.

Литература

1. Александров А.В. Традиционные силовые состязания как важный элемент состязательно-прикладной культуры русского населения Западной Сибири первой половине ХХ века // Национальные культуры Урала. Гендерный аспект в традиционной культуре: сб. ст. / Мин-во культуры Свердловской области; Центр традиционной народной культуры Среднего Урала; сост. С.Н. Кучевасова. Екатеринбург, 2013. С. 29–42. URL: https://dikoe-pole.com/2014/03/09/aleksandrov/ (дата обращения: 02.02.2020).
2. Антистрессорные реакции и активационная терапия: реакция активации как путь к здоровью через процессы самоорганизации / Л.Х. Гаркави и др.; Российская акад. естественных наук. Екатеринбург: Филантроп, 2002. Ч. 1. 196 с.
3. Мякиченко Е.Б., Селуянов В.Н. Развитие локальной мышечной выносливости в циклических видах спорта. М.: ТВТ «Дивизион», 2009. 360 с. URL: https://refdb.ru/look/3407207-pall.html (дата обращения: 02.02.2020).
4. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2011. 864 с. URL: https://www.kodges.ru/fizra/fizgimnast/236800-nastolnaya-kniga-trenera.-nauka-pobezhdat.html (дата обращения: 02.02.2020).
5. Селуянов В.Н. Подготовка бегуна на средние дистанции. М.: ТВТ «Дивизион», 2007. 112 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19988255 (дата обращения: 02.02.2020).
6. Селуянов В.Н. Технология оздоровительной физической культуры. 2-е изд. М.: ТВТ «Дивизион», 2009. 192 с. URL: https://uchi-fitness.ru/upload/iblock/97c/97cdb990ccce02606ed7fa73102e117e.pdf. (дата обращения: 02.02.2020).
7. Чернецов Г.Г., Чернецов Н.Г. Путешествие по Волге. М.: Мысль, 1970. 144 с. URL: https://kostromka.ru/chernecov/1.php (дата обращения: 15.01.2020).
8. Fitzgerald M. How bad do you want it: Mastering the psychology of mind over muscle. VeloPress (October 27, 2015). P. 272. URL: https://www.amazon.ae/How-Bad-You-Want-Psychology/dp/1937715418. (дата обращения: 15.01.2020).
9. Galloway J., Clark N. Nutrition for runners // Meyer & Meyer Sport. 2014. April 15. P. 232. URL: http://dl.booktolearn.com/ebooks2/sport/ 9781782550273_Nutrition_For_Runners_b0fd.pdf (дата обращения: 15.01.2020).
10. Galloway J. The Run-walk-run method // Meyer & Meyer Sport. 2 ed. 2016. June 1. P. 232. URL: http://dl.booktolearn.com/ebooks2/sport/9781782550273(дата обращения: 15.01.2020).
11. Guilhem G., Cornu C., Guevel A. Neuromuscular and muscle-tendon system adaptations to isotonic and isokinetic eccentric exercise // Annals of Physical and Rehabilitation Medicine. 2010. Vol. 53, is. 5. P. 319–341. DOI: 10.1016/j.rehab.2010.04.003
12. Humphrey L. Hansons marathon method: Run your fastest marathon the Hansonsway. VeloPress. 2 ed. 2016. January 1. P. 256. URL: https://www.amazon.com/Hansons-Marathon-Method-Your-Fastest/dp/1937715485 (дата обращения: 15.01.2020).
13. Maltais M.L., Perreault-Ladoucer J., Dionne I.J. The effect of resistance training and different sources of post-exercise protein supplementation on muscle mass and physical capacity in sarcopenic elderly men // J Strength Cond Res. 2015. Nov. 7. DOI: 10.1519/JSC.0000000000001255
14. Schoenfeld B., Peterson M., Ogborn D., Contreras B., Sonmez G. Effects of low vs. high-load resistance training on muscle strength and hypertrophy in well-trained men // J Strength Cond Res. 2015. Oct. 29 (10). P. 2954–63. DOI: 10.1519/JSC.0000000000000958
15. Stone M.H., Stone W.A. Principles and practice of resistance training. Human Kinetics, 2007. P. 376. URL: https://www.amazon.com/Principles-Practice-Resistance-Training-Michael/dp/0880117060 (дата обращения: 15.01.2020).
16. Traditional games and social health / еd. by G. Jaouen, P. Lavega Burgués, C. de la Villa Porras. Huelgoa (France): ITSGA and AEJeST, 2010. URL: http://jugaje.com/pdf/eb_social_health_2010.pdf (дата обращения: 15.01.2020).
Опубликован
2020-06-30
Как цитировать
G., M., N., S., & V., M. (2020). ЭТНИЧЕСКИЕ ИГРЫ И СОСТЯЗАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ И ЛОВКОСТИ ДВИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 52(2), 118-126. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-52-2-205

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)