РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ 9–14 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ РЕГБИ
Аннотация
Проблема и цель. В настоящее время возникает потребность в понимании значимости физической культуры как общественной и индивидуальной ценности, что позволяет обозначить новые тенденции в развитии общественного сознания и личностных мотиваций к освоению культурного наследия планеты [Миногина, Кузина, 2017, с. 74]. В статье проводится анализ и определяется степень использования индивидуальных человеческих способностей – основополагающих факторов, определяющих уровень культуры общественного сознания и развития.
Методологию исследования составляют теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы зарубежных и отечественных ученых в сфере физической культуры, спорта, психо-логии и педагогики признанных научным сообществом, а также практического опыта подготовки молодого поколения к занятиям регби.
Результаты исследования. Функциональные возможности, предоставляемые человеку при занятиях физической культурой и спортом, имеют практически неограниченные возможности. Задачи, решаемые в исследовательской работе, указывают на необходимость проанализировать условия физической подготовки юных регбистов на современном этапе. В соответствии с анализом организации условий подготовки молодых спортсменов разработан комплекс общеразвивающих упражнений, предусмотренных средствами физического воспитания игрового вида спорта регби в рамках сенситивного периода развития молодого поколения.
Заключение. Опытно-экспериментальная работа достаточно аргументированно доказала гипотезу, что при занятиях физической культурой и спортом, в частности игровым видом спорта регби, необходимо учитывать благоприятные периоды развития основных физических качеств у детей в период сенситивного развития.
В исследовательской работе были рассмотрены материалы по обоснованию приведенных доводов в пользу применения комплексного подхода к тренировочному процессу юных регбистов в возрасте 9–14 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащийся в работе материал, а также методические рекомендации окажут помощь в осмысленном понимании учебно-воспитательного процесса по физической культуре и помогут спрогнозировать его развитие, что особенно важно в условиях школьного образования. Практическая значимость исследования определяется новой расстановкой акцентов и ориентиров в содержании физического воспитания школьников, выборе средств и методов организации педагогического процесса, ориентированного на интенсификацию и диверсификацию образования.
Литература
2. Аршавский И.А. Очерки по возрастной физиологии. М.: Медицина, 1967. 474 с.
3. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка): учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. 416 с.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 4: Детская психология. 443 с.
6. Джим К. Безграничье. Прокачай мозг, запоминай быстрее / пер. с англ. А. Баннов. М.: ACT, 2021. 384 с.
7. Еськина А.Ю. Хобби в нашей жизни // Молодой ученый СГСА: сб. ст. Самара, 2017. № 1 (5). С. 76–80.
8. Круглик И.И., Круглик И.П. Краткий словарь терминов по теории и методике физического воспитания и спорта для студентов физкультурных вузов [Электронный ресурс]: Психология, социология и педагогика. 2012. № 6. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/06/829/ (дата обращения: 26.05.2022).
9. Лейтес Н.С. Проблемы соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьников // Вопросы психологии. 1985. № 1. С. 9–18.
10. Лункина Е.Н. Сенситивные периоды развития ребенка (по Л.С. Выготскому) // Медработник ДОУ № 2/2016. URL: https://www.sfera-podpiska.ru/meddou/magazines/2016/medrabotnik-dou-2-2016 (дата обращения: 15.05.2022).
11. Миногина Е.В., Кузина В.Ю. Роль физической культуры и здорового образа жизни для студента // Проблемы педагогики. 2017. № 9 (32). С. 74–77.
12. Сальников В.А., Кайсин А.С., Суворов В.О., Алимжанов А.Е. Феномен сенситивности в тренировочном процессе юных спортсменов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 6 (160). С. 211–214.
13. Behzadnia B. The relationship between the cause-and-effect orientations of students and the interpersonal behavior of teachers with the satisfaction and frustration of basic needs of students, the intention to physical activity and well-being // Physical Culture and Sports Pedagogy. 2022. Vol. 6 (6). P. 613–632. DOI: 10.1080/17408989.2020.1849085
14. Burgegno R., García-González L., Abos A., Sevil-Serrano J. Motivational experience of students in the profiles of perceived behavior, supporting needs and hindering needs, in physical education // Physical Culture and Sports Pedagogy. 2022. Vol. 27 (5). P. 36–49. DOI: 10.1080/17408989.2022.2028757
15. Deng A., Zhang T., Chen A. Problems of studying aerobic and anaerobic concepts: interpretative understanding from the point of view of the theory of cognitive load // Physical Culture and Sports Pedagogy. 2021. Vol. 26 (6). P. 633–648. DOI: 10.1080/17408989.2020.1849595
16. Desi E.L., Ryan R.M. «What» and «why» achieving the goal: human needs and self-determination of behavior // Psychological Research International Journal of Development of Psychological Theory. 2009. Vol. 11 (4). P. 227–268. DOI: 10.1207/S15327965PLI1104_01
17. Godman H. Regular exercise changes the brain to improve memory, thinking skills. Harvard Health (blog), Harvard Health Publishing. 2018. April 5. URL: www.health.harvard.edu/blog/regular-exercise-changes
18. Hasty P.A., Stringfellow A., Johnson G.L., Dixon C.E., Hollett N., Ward K. Exploring the concept of participation in physical education // Physical Сulture and Sports Pedagogy. 2020. Vol. 27. P. 1–18. DOI: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/17408989.2020.1861231
19. Kennerstedt M. Physical education and the art of teaching: Transformative learning and teaching in physical culture and sports pedagogy // Sport, Education and Society. 2019. Vol. 24 (6). P. 611–623. DOI: 10.1080/13573322.2019.1574731
20. Leo F.M., Muratidis A., Pulido J.J., Lopez-Gajardo M.A., Sanchez-Oliva D. Perceived behavior of teachers and students’ involvement in Physical Education: The mediating role of basic psychological needs and self-determining motivation // Physical Culture and Sports Pedagogy. 2020. Vol. 27. P. 59–76. URL: https://www.tandfonline.com/toc/cpes20/27/1