ОБОСНОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛЮДЕЙ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ПЛАВАНИЮ

  • Hoffmann Elena V. КГПУ им. В.П. Астафьева
  • Savchuk Aleksandr N. КГПУ им. В.П. Астафьева
  • Strogova Natalia E. КГПУ им. В.П. Астафьева https://orcid.org/0000-0002-4249-7727
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, люди с ослабленным здоровьем, физическое воспитание, физическая культура, физические нагрузки, тренировочный процесс, плавание, адаптационные возможности организма.

Аннотация

Проблема и цель. В статье анализируются проблемы адаптации людей с ослабленным здоровьем и возвращения их в социум через физическое воспитание. Рассматриваются основные причины, которые мешают людям с ослабленным здоровьем жить качественной жизнью, заниматься физической культурой, спортом с учетом их заболевания и особенно с онкологией. Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с человеком, у которого ослаблено здоровье, но выступает как комплекс действий, особая культура поддержки и помощи в решении задач обучения и социализации.

Цель статьи – обосновать особенности психолого-педагогического сопровождения людей с ослабленным здоровьем, в том числе больных онкологией, способствующие ведению здорового образа жизни и продлению активного спортивного долголетия. Выполнено исследование, в ходе которого изучались возможности улучшения здоровья заявленной группы людей через занятия одним из оздоровительных видов спорта. В частности, представленный подход применен для психолого-педагогического сопровождения людей с ослабленным здоровьем в тренировочном процессе по плаванию с тренером.

Методологию исследования составляют: систематизация и анализ теоретических и эмпирических данных по психолого-педагогическому сопровождению людей с ослабленным здоровьем, в том числе больных онкологией, в тренировочном процессе по плаванию.

Результаты. Исследование и применение психолого-педагогического сопровождения людей с ослабленным здоровьем, в том числе больных онкологией, в тренировочном процессе по плаванию с тренером позволило нам получить информацию о поведении человека, о поступках, которые он совершает в тех или иных ситуациях, и о том, как часто он это делает. С помощью опроса нами были получены данные о представлениях, оценках, целях, мотивах респондентов. Фиксирование результатов в течение нескольких лет и их сравнение помогли увидеть динамику успешности тренировочного процесса по плаванию с тренером. Занимающиеся стали более уверенными в себе и своих возможностях, страх перед болезнью заместился чувством успешности на соревнованиях, давая возможность раскрыться и позитивно вести активную жизнь, как социальную, так и спортивную.

Заключение. Предложенный в статье подход и применение психолого-педагогического сопровождения для людей с ослабленным здоровьем, особенно больных онкологией, в тренировочном процессе по плаванию с тренером предполагает продолжение исследования и будет раскрыт в последующих публикациях. Тренировка в бассейне с тренером дает людям с ослабленным здоровьем возможность правильно научиться плавать, а в дальнейшем при правильно рассчитанной нагрузке – шанс вылечиться, возможно, навсегда.

Литература

1. Багадирова С.К. Овладение психологической структурой деятельности как ресурс профессиональной самореализации личности в спорте // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. М.: Институт психологии РАН, 2020. С. 338–351. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44643921 (дата обращения: 25.01.2023).
2. Камилова Т.А., Голота А.С., Вологжанин Д.А., Шнейдер О.В., С.Г. Щербак С.Г. Реабилитация в онкологии // Медицина экстремальных ситуаций. 2021. Т. 23, № 2. С. 27–34. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46687044 (дата обращения: 25.01.2023).
3. Курбатова А.С., Пухова А.Г., Беляева Т.К. Изучение самооценки как актуальное направление психолого-педагогических исследований // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 251–261. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie (дата обращения: 25.01.2023).
4. Ларионова М.А. Взаимосвязь самооценки психологического благополучия и мотивационного профиля личности в процессе профессионализации // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2021. Т. 15, № 3. С. 120–127. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46641380 (дата обращения: 25.01.2023).
5. Леонюк Н.А., Ковалевич М.С. Особенности самоактуализации студенческой молодежи и средства ее психолого-педагогического сопровождения // Вестник ГГУ. 2020. № 2. С. 85–96. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46126258 (дата обращения: 25.01.2023).
6. Лопашова А.Ф. Психолого-педагогическое сопровождение спортивной деятельности в контексте самореализации личности // Аллея науки. 2019. Т. 2, № 4 (31). С. 805–810. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38593582 (дата обращения: 25.01.2023).
7. Мельник Е.В., Корнева М.Н. Влияние спортивной деятельности на формирование самооценки и проявление личностных деформаций // Рудиковские чтения: матер. VIII Междунар. науч.-практ. конф. психологов физической культуры и спорта, Москва, 5–7 июня 2012 г. М., 2012. С. 319–323. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24164618 (дата обращения: 25.01.2023).
8. Набойченко Е.С., Носкова М.В. Психологическое сопровождение превосходства в спорте высших достижений как компонент успеха спортсмена // Образовательный вестник «Сознание». 2021. Т. 23, № 4. С. 4–9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-soprovozhdenie (дата обращения: 25.01.2023).
9. Норбеков М.С. Опыт дурака, или Ключ к прозрению: как избавиться от очков. 2-е изд., испр. М.: АСТ, 2012. 369 с.
10. Ожгибесов Р.В. Психолого-педагогическое сопровождение физкультурно-спортивной деятельности молодежи // Психологическая наука и практика: проблемы и перспективы: матер. V Междунар. науч.-практ. конф., Нижний Новгород, 20 апреля 2016 г. Н. Новгород: Нижегород. гос. архитектурно-строительный ун-т, 2016. С. 217–221. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27312421 (дата обращения: 25.01.2023).
11. Расулов З.П. Педагогические и психологические аспекты подготовки спортивных тренеров к профессиональной деятельности // Вестник науки и образования. 2019. № 9-4 (63). С. 56–58. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38032920 (дата обращения: 25.01.2023).
12. Родионов В.А. Спортивная психология. М.: Юрайт, 2018. 367 с. URL: https://urait.ru/bcode/511039 (дата обращения: 25.01.2023).
13. Симаева И.Н., Ецина И.Г. Особенности психологической поддержки женщин, перенесших операцию по поводу рака молочной железы, в условиях малого города // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Филология, педагогика, психология. 2010. № 5. С. 34–38. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=14453148 (дата обращения: 25.01.2023).
14. Сытник Г.В., Андреев В.В. Влияние уровня спортивного мастерства спортсменов на частоту использования различных стратегий преодоления кризисных ситуаций // Культура физическая и здоровье. 2019. № 1 (69). С. 133–134. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37244160 (дата обращения: 25.01.2023).
15. Уляева Л.Г., Мельник Е.В., Воскресенская Е.В., Сивицкий В.Г., Раднагуруев Б.Б., Уляева Г.Г. Психолого-педагогическое сопровождение спортивной деятельности в контексте самореализации личности. М.: Издатель Мархотин П.Ю., 2014а. 236 с. URL: https://psy.su/mod_files/additions_1/fle_file_additions_1_3798.pdf (дата обращения: 25.01.2023).
16. Уляева Л.Г., Уляева Г.Г., Раднагуруев Б.Б. Самореализация личности спортсмена как субъекта двигательной активности. М.: Издатель Мархотин П.Ю., 2014б. 144 с. URL: https://psy.su/mod_files/additions_1/fle_file_additions_1_3797.pdf (дата обращения: 25.01.2023).
17. Уляева Л.Г. Система психологического сопровождения как механизм успешной самореализации личности в детско-юношеском спорте // Международный психолого-педагогический симпозиум памяти профессора Вадима Альбертовича Родионова: сб. тр. конф., Москва, 26 апреля 2017 г. М.: Новая книга, 2017. С. 169–173. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29034060 (дата обращения: 25.01.2023).
18. Levkova T.V., Plotnikova E.S., Bazhenov R.I., Maslova T.M., Ivanchenko V.N. Self-determination as a psychological and pedagogical resource of personality self-realization in adolescence // Astra Salvensis. 2018. Vol. 6. P. 341–352. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35738826 (access date: 25.01.2023).
19. Maclellan E. Agents pedagogical: Bootstrapping reflexive practice through the psychological resources of self-agency // Journal of Pedagogy. 2016. Vol. 7, No. 2. P. 79–96. DOI: 10.1515/jped-2016-0012
20. Shutova T., Stolyar K., Vysotskaya T. Socio-psychological problems of highly trained athletes upon completion of sports career // Journal of Physical Education and Sport. 2019. Vol. 19, No. 1. P. 652–657. DOI: 10.7752/jpes.2019.01094
21. Sports- und Bewegungstherapie in der Onkologie. Der Weg zu mehr körperlicher Aktivität und Lebensqualität trotz Krebserkrankung [Электронный ресурс] // Schleswig-Holsteinische krebsgesellschaft e.V. URL: https://www.krebsgesellschaft-sh.de/wp-content/uploads (access date: 25.01.2023).
22. Stepchenko T.A., Demidova T.E., Mezentseva I.A., Seregina N.V., Petukhova L.P. Formation of an adequate self-esteem in adolescents as a psychological and pedagogical problem // International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. Vol. 15, No. 11. P. 93–101. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=31042067 (access date: 25.01.2023).
23. Sun Y. Research on the relationship between the psychological state and sports habits of college students // Revista de Psicologia del Deporte. 2021. Vol. 30, No. 4. P. 159–166. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49090430 (дата обращения 25.01.2023).
24. Sytnik G. Socio-psychological training as an innovative form of psychological and pedagogical support in the preparation of sports reserves. In: Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference “The place and role of physical culture in the modern world”, St. Petersburg, May 19–20, 2021. St. Petersburg: Scythia-Print LLC, 2021. P. 181–186. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47377392 (access date: 25.01.2023).
25. Ulyaeva L., Rodionova I., Sivitskiy V., Melnik E., Voskresenskaya E., Radnaguruev B., Ulyaeva G. Scientific and methodological support of psychological care of sports activities // Revista de Psicologia del Deporte. 2020. Vol. 29, No. 2. P. 177–184. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45213181 (access date: 25.01.2023).
Опубликован
2023-03-30
Как цитировать
V., H., N., S., & E., S. (2023). ОБОСНОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛЮДЕЙ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ПЛАВАНИЮ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 63(1), 100-109. извлечено от https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/481

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)