ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С ПРИЗНАКАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ
Аннотация
Проблема и цель. В статье обоснована актуальность исследования психологических особенностей одаренных детей и обучающихся в свете повышенного интереса образовательных организаций и профессионального сообщества к людям с выдающимися способностями в разных областях деятельности. Представлен краткий обзор ключевых проблем современной психологии одаренности: отмечены сложность и неоднозначность понятия одаренности, структуры и критериев ее определения, механизмов и особенностей ее развития, изобилие методологических и эмпирических парадоксов в исследовании феномена одаренности; обозначены возрастно-психологические аспекты развития одаренности и возможность инверсии ее развития, вероятность как гармоничного, так и дисгармоничного пути развития одаренного ребенка. Акцентировано понимание интеллектуальной одаренности как постепенно развивающейся компетентности, выступающей в качестве основы эффективной деятельности и в силу механизмов ее развития характерной скорее для взрослых людей. Целью статьи является уточнение психологического портрета современных обучающихся с признаками интеллектуальной одаренности на основании результатов эмпирического исследования типологических личностных особенностей.
Методологическую основу исследования составил психометрический подход в исследовании одаренности, использованы типологические личностные опросники, специализированный невербальный тест интеллекта, метод экспертных оценок, метод корреляционного анализа. В рамках методологии исследования обосновано использование термина «подростки с признаками интеллектуальной одаренности».
Результаты исследования. На основании результатов психологической диагностики уровня невербального интеллекта, типологических личностных особенностей и применения методов обработки эмпирических данных определены обучающиеся с признаками интеллектуальной одаренности, выделены и описаны связи уровня невербального интеллекта и типологических личностных особенностей старших подростков.
Заключение. В статье представлен теоретический анализ современного состояния проблемы одаренности, имеющихся парадоксов и дефицитов. На основании результатов эмпирического исследования уточнен психологический портрет старших подростков с признаками интеллектуальной одаренности, определены перспективы дальнейших исследований проблемы.
Литература
2. Барканова О.В. Связь эннеатипов и профессиональных типов личности: возможности использования Эннеаграммы в профессиональном самоопределении старших подростков // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10, № 3 (36). С. 326–329.
DOI: 10.26140/anip-2021-1003-0082
3. Богоявленская Д.Б. Одаренность: ответ через полтора столетия // Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология. 2010. № 3. С. 3–16.
4. Грушецкая И.Н., Щербинина О.С. Взаимодействие одаренных школьников с микросоциумом как условие их социального развития // Перспективы науки и образования. 2018. № 5. С. 136–144. DOI: http://dx.doi.org/10.32744/pse.2018.5.15
5. Запалацкая В.С. Развитие детской одаренности в контексте теории взросления личности // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Педагогика. 2018. № 3. С. 48–54. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-3-48-54
6. Комарова Т.С. Величайшие педагоги и психологи мира об одаренности и способностях детей // Педагогическое образование и наука. 2016. № 5. С. 10–13.
7. Нургалеев В.С., Финогенова О.Н. Автостратегические способности как основа общей одаренности личности // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 3 (70). С. 364–368.
8. Панов В.И. Одаренность: от парадоксов к развитию субъектности // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2014. № 4. С. 129–137.
9. Хазова С.А. Интеллектуальная одаренность и совладание с трудностями // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2008. Т. 14. С. 162–166.
10. Хазова С.А., Смирнов В.А. Опыт реализации программы развития личностных ресурсов для одаренных старшеклассников в рамках психолого-педагогического сопровождения процесса социализации // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 5. С. 39–43.
11. Холодная М.А. Эволюция интеллектуальной одаренности от детства к взрослости: эффект инверсии развития // Психологический журнал. 2011. T. 32, № 5. С. 69–78.
12. Юркевич В.С. Интеллектуальная одаренность и социальное развитие: противоречивая связь [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7, № 2. С. 28–38. DOI: 10.17759/jmfp.2018070203
13. Юркевич В.С. Одаренные дети и интеллектуально-творческий потенциал общества // Психологическая наука и образование. 2009. № 4. С. 74–86.
14. Baudson T.G. The mad genius stereotype: Still alive and well // Frontiers in Psychology. 2016. Vol. 7. P. 368. DOI: 10.3389/fpsyg.2016.00368
15. Bergold S., Wirthwein L., Rost D.F., Steinmayr R. Are gifted adolescents more satisfied with their lives than their non-gifted peers? // Frontiers in Psychology. 2015. Vol. 6. DOI: 10.3389/fpsyg.2015.01623
16. Efklides A. Gifted students and self-regulated learning: The MASRL model and its implications for SRL // High Ability Studies. 2019. Vol. 30. P. 79–102. DOI: 10.1080/13598139.2018.1556069
17. Foley-Nicpon M., Assouline S.G., Fosenburg S. The relationship between self-concept, ability, and academic programming among twice-exceptional youth // Journal of Advanced Academics. 2015. Vol. 26 (4). P. 1–18. DOI: 10.1177/1932202X15603364
18. Guez A., Peyre H., Le Cam M., Gauvrit N., Ramus F. Are high-IQ students more at risk of school failure? // Intelligence. 2018. Vol. 71. P. 32–40.
http://dx.doi.org/10.1016/j.intell.2018.09.003DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.intell.2018.09.003
19. Ozcan D. Career decision-making of the gifted and talented // South African Journal of Education. 2017. Vol. 37, No. 4. DOI: 10.15700/saje.v37n4a1521
20. Papadopoulos D. Psychological framework for gifted children’s cognitive and socio-emotional development: A Review of the research literature and implications // Journal for the Education of Gifted Young Scientists. 2020. Vol. 8, No. 1. P. 305–323. DOI: 10.17478/jegys.666308
21. Preckel F., Baudson T. G., Krolak-Schwerdt S., Glock, S. Gifted and maladjusted? Implicit attitudes and automatic associations related to gifted children // American Educational Research Journal. 2015. Vol. 52 (6). P. 1160–1184. DOI: 10.3102/0002831215596413
22. Renzulli J.S. The three-ring conception of giftedness: A developmental model for promoting creative productivity. In: R.J. Sternberg & J.E. Davidson (Eds.) Conceptions of Giftedness. New York: Cambridge University Press. 2005. P. 246–279. DOI: 10.1017/CBO9780511610455.015
23. Subotnik R.F., Olszewski-Kubilius P., Worrell F.C. Rethinking giftedness and gifted education: A proposed direction forward based on Psychological Science // Psychological Science in the Public Interest. 2011. Vol. 12 (1). P. 3–54. DOI: 10.1177/1529100611418056
24. Vötter B., Schnell T. Bringing giftedness to bear: Generativity, meaningfulness, and self-control as resources for a happy life among gifted adults // Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10. P. 1972. DOI: 10.3389/fpsyg.2019.01972