МЕТОДИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Ключевые слова: потенциальная педагогическая одаренность, универсальные и специальные компоненты педагогической одаренности, креативность, интеллект, мотивация достижения успеха, педагогические склонности, коммуникативные и организаторские склонности, карта наблюдений.

Аннотация

Проблема и цель. В связи со сложившейся в последнее время ситуацией острого дефицита педагогических кадров в общеобразовательных школах РФ назрел вопрос пересмотра и реорганизации системы проф-ориентации и более продуманного целевого набора обучающихся в психолого-педагогические классы с учетом их психологических особенностей, склонностей и мотивации. Необходимо создание простроенной на всех уровнях системы психолого-педагогической диагностики и сопровождения потенциально одаренных в педагогическом плане обучающихся. Разработка методики диагностики потенциальной педагогической одаренности поможет внести вклад в решение данной проблемы.

Методологическую основу исследования составила модель педагогической одаренности, представленная в работах Т.Н. Хрусталевой, Е.И. Казаковой, Е.Ю. Илалдиновой и др., на основании которой выделены два блока характеристик педагогической одаренности: универсальные (креативность, интеллект, мотивация достижения успеха) и специальные (педагогические склонности и коммуникативно-организаторские склонности) компоненты. Методологическую и методическую основу методики составили материалы диагностических методик одаренности (анкет, опросников) Дж. Рензули, А. де Хаан, Г. Каф, B.C. Юркевич, А.А. Лосевой и методик диагностики коммуникативных и организаторских склонностей, эмпатии, эмоционального и социального интеллекта, а также наши научные работы (О.В. Барканова) по общим вопросам методологии исследования потенциальной одаренности.

Результаты исследования. Разработана и апробирована методика психологической диагностики потенциальной педагогической одаренности обучающихся, произведен сравнительный анализ полученных данных самодиагностики обучающихся и внешней оценки обучающихся педагогами; на основе статистического анализа произведена оценка внутренней согласованности показателей методики и согласованности оценок

обучающихся и педагогов.

Заключение. Разработанная методика позволяет внести вклад в решение проблемы профориентационной диагностики и отбора обучающихся в психолого-педагогические классы, а также организации психолого-педагогического сопровождения потенциально одаренных в педагогическом плане обучающихся.

Литература

1. Байбородова Л.В., Белкина В.В. Концепция и модели допрофессиональной педагогической подготовки школьников: монография. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2021. 282 с.
2. Барканова О.В. Исследование и развитие потенциальной одаренности в школьном возрасте // Технологии обеспечения психологического здоровья ребенка в образовательном пространстве: монография / Краснояр. гос. пед. у-нт им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2018. С. 122–141 [Электронный ресурс]. URL: http://elib.kspu.ru/document/35997
3. Барканова О.В. Методики диагностики одаренности и креативности: психологический практикум / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2011. 228 с. [Электронный ресурс]. URL: http://elib.kspu.ru/document/5728
4. Барканова О.В. Социально-психологический тренинг для подростков и старшеклассников: учеб.пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013. 255 с. [Электронный ресурс]. URL: http://elib.kspu.ru/document/10812
5. Волгуснова Е.А., Коновалова О.В., Шерешкова Е.А. Исследование роли креативности в специальных компонентах ранней педагогической одаренности у старшеклассников // Казанский педагогический журнал. 2022. № 6 (155). С. 196–202. DOI: 10.51379/KPJ.2022.157.7.025
6. Данилова А.И., Казакова Е.И. Педагогическая одаренность школьников: в поисках определения и путей развития // Человек и образование. 2019. № 1. С. 28–34.
7. Истомина С.В. Психодинамические особенности обучающихся в структуре педагогической одаренности // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2022. № 4 (56). С. 97–103. DOI: 10.52772/25420291_2022_4_97
8. Касаткина А.П. Профильный психолого-педагогический класс как ресурс формирования педагогической (социальной) одаренности // Образование и воспитание. 2023. № 2 (43). С. 4–6. URL: https://moluch.ru/th/4/archive/246/8086/
9. Мазилов В.А. Исследование педагогических способностей и стратегии формирования педагогической одаренности // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 4 (115). С. 96–106. DOI: 10.20323/1813-145Х-2020-4-115-96-106
10. Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования: монография. СПб.: Нестор-История, 2014. 376 с.
11. Пономарева Л.И., Истомина С.В., Шерешкова Е.А., Быкова Е.А. Проблема педагогической одаренности: дефинитивная характеристика, диагностика, компонентный состав // Перспективы науки и образования. 2022. № 6 (60). С. 367–383. DOI: 10.32744/pse.2022.6.21
12. Федоров А.А., Илалтдинова Е.Ю., Фролова С.В. Педагогическая одаренность: психолого-педагогические решения выявления, отбора и сопровождения // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 262–274. DOI: 10.32744/pse.2019.1.19
13. Хрусталева Т.Н. Педагогическая одаренность школьников: теоретические основания и эмпирические исследования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 1 (8). С. 312–315.
14. Хрусталева Т.Н. Психология педагогической одаренности: монография. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2003. 162 с.
15. Efklides A. Gifted students and self-regulated learning: The MASRL model and its implications for SRL // High Ability Studies. 2019. Vol. 30. P. 79–102. DOI: 10.1080/13598139.2018.1556069
16. Ozcan D. Career decision-making of the gifted and talented // South African Journal of Education. 2017. Vol. 37, No. 4. DOI: 10.15700/saje.v37n4a1521.
17. Papadopoulos D. Psychological framework for gifted children’s cognitive and socio-emotional development: A review of the research literature and implications // Journal for the Education of Gifted Young Scientists. 2020. Vol. 8, No. 1. P. 305–323. DOI: 10.17478/jegys.666308
18. Subotnik R.F., Olszewski-Kubilius P., Worrell F.C. Rethinking giftedness and gifted education: A proposed direction forward based on psychological science // Psychological Science in the Public Interest. 2011. Is. 12 (1). P. 3–54. DOI: 10.1177/1529100611418056
Опубликован
2023-06-30
Как цитировать
V., B., V., P., & V., K. (2023). МЕТОДИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 64(2), 78-90. извлечено от https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/496

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)