ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЖИЗНЕСТРОИТЕЛЬСТВА СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Аннотация
Постановка проблемы. Категория жизненного планирования используется в федеральном образовательном стандарте для описания результатов образования обучающихся средней школы: выпускники должны демонстрировать готовность и способность ставить цели и строить жизненные планы. Однако сам документ не дает определения понятию и системно не описывает условия формирования способности строить и реализовывать жизненные планы. В нашем исследовании предлагается понятие компетентности жизне-строительства, обеспечивающей старшеклассникам готовность и способность строить жизненные планы, описывается ее компонентная и уровневая структура.
Цель статьи – описать особенности развития компетентности жизнестроительства старшеклассников.
Теоретико-методологическую основу исследования составили положения экзистенциальной психологии и педагогики (Л. Бисвангер, М. Хайдеггер, А. Лэнгле, М.И. Рожков, О.И. Андреева и др.), концепция жизненного пути (Ш. Бюлер, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, И.С. Кон), концепция жизненного планирования (О.С. Рапоцевич, А.В. Наприс, И.Н. Астафьева и др.), компетентностный подход к образованию (И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, Ю.Г. Татур и др.), эколого-личностный подход к изучению образовательной среды (У. Бронфенбреннер, В.А. Ясвин).
В ходе исследования произведен теоретический анализ научных источников по проблеме исследования, разработан и реализован диагностический комплекс, направленный на определение уровней жизнестроительства старшеклассников, применены методы математической обработки данных.
Результаты. В ходе теоретического исследования авторами определены понятия жизненного плана, компетентности жизнестроительства и описаны компоненты компетентности. В ходе эмпирического исследования выделены уровни развития каждого компонента и компетентности жизнестроительства в целом у старшеклассников Красноярска.
Заключение. Сделаны выводы о том, какие компоненты компетентности жизнестроительства старшеклассников развиты на высоком уровне и являются ресурсными для развития других компонентов, какие компоненты требуют целенаправленного развития. Представлено распределение обучающихся по уровням развития компетентности жизнестроительства, сформулировано требование к образовательной среде, обеспечивающей развитие компетентности жизнестроительства старшеклассников.
Литература
URL: http://rubinstein-society.ru/engine/documents/document214.pdf
2. Алиев Ш.И. Понятие и типы жизненных стратегий // Известия ДГПУ. Общественные и гуманитарные науки. 2012. № 1.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-tipy-zhiznennyh-strategiy (дата обращения: 20.11.2022).
3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001. URL: https://antistres.pp.ua/wordpress/wp-content
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с. 3-е изд. (Мастера психологии). URL: https://platona.net/load/knigi
5. Бинсвангер Л. Экзистенциальный анализ / пер. под ред. С. Римского. М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2014. С. 272.
6. Дементий Л.И., Купченко В.Е. Жизненная стратегия личностей с различным типом ответственности // Вестник ОмГУ. 2011. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznennaya-strategiya (дата обращения: 20.11.2022).
7. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (Авторская версия). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20120325214132.pdf
8. Илаева Р.А. Савина Р.А. Сущность жизненной стратегии и ее типологии // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25635 (дата обращения: 15.11.2018).
9. Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Рефлексия «Хорошая» и «Дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике // Психология. Журнал ВШЭ. 2014. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/refleksiya-horoshaya (дата обращения: 27.11.2022).
10. Лэнгле А. Person: Экзистенциально-аналитическая теория личности: сб. ст.: пер. с нем. / вступ. ст. С.В. Кривцовой. 4-е изд. М.: Генезис, 2020. 159 с.
11. Максимова Е.В. Педагогическое сопровождение формирования жизненных планов будущих сотрудников правоохранительных органов // Вестник СВФУ. 2012. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe (дата обращения: 20.11.2022).
12. Ольхова Ю.В., Сафонова М.В. Компетентность жизнестроительства: категория жизненного планирования в компетентностном подходе // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2019. № 4 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnost (дата обращения: 20.11.2022).
13. Ольхова Ю.В., Сафонова М.В. Ценностно-смысловой компонент компетентности жизнестроительства как основа для проектирования образовательной среды в экзистенциальной парадигме // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2022. № 1 (59).
URL:https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostno-smyslovoy
(дата обращения: 20.11.2022).
14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Спб.: Питер, 2007. 713 с.
URL: http://yanko.lib.ru/books/psycho/rubinshteyn%3Dosnovu
15. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: материалы ко второму заседанию методологического семинара (авторская версия). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20120325221547.pdf
16. Теория и практика экзистенциальной психологии: пер с англ. / под ред. С. Римского. М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2018. 336 с. URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785941938575.html
17. Хуторской А.В. Модель компетентностного образования // Высшее образование сегодня. 2017. № 12.
URL:https://cyberleninka.ru/article/n/model-kompetentnostnogo-obrazovaniya
(дата обращения: 22.07.2022).
18. Bronfenbrenner U. The ecology of human development (experiments by nature and design). Cambridge: Harvard University Press, 1979, 349 p. URL: https://khoerulanwarbk.files.wordpress.com/2015/08/
19. Buhler C., Massarik F. The course of human life: A study of goals in the humanistic perspective. N.Y., 1968.
20. Evseeva S., Evseeva O., Rawat P. Employee development and digitalization in BANI world. In: Proceedings of the International Scientific Conference on Innovations in Digital Economy. Springer, Cham, 2022. P. 253–264. URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-031-14985
21. Leopold M.J. OKR-strategy development and implementation in an agile environment: Introduction to the world's most successful framework for strategy execution in the 21st century. BoD–Books on Demand, 2021. URL: https://books.google.ru/books?id=FbIgEAAAQBA