ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ КОМПОНЕНТ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЖИЗНЕСТРОИТЕЛЬСТВА КАК ОСНОВА ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПАРАДИГМЕ
Аннотация
Проблема и цель. В статье фиксируется актуальность перехода образования от социодинамической к экзистенциальной парадигме, предлагается понятие компетентности жизнестроительства как целевого ориентира экзистенциальной педагогики, обсуждаются 5 типов и масштабов жизненных планов, выделенных на основе 5 типов отношений человека с миром. Цель статьи – описать ценностно-смысловой компонент компетентности жизнестроительства обучающихся 8–10-х классов, выявить актуальную для подростков экзистенциальную мотивацию, вычленить ресурсные ценности для становления компетентности жизнестроительства.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют субъектно-деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анциферова, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский и др.), компетентностный подход (Ю.Г. Татур, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской и др.), обобщение работ в области экзистенциальной психологии (С.Л. Братченко, Д.А. Леонтьев, А. Лэнгле, С. Мадди, Р. Мэй, И. Ялом) и экзистенциальной педагогики (О.И. Андреева, Ю.В. Аннушкин, Н.Н. Ниязбаева, М.И. Рожков, О.Л. Подлиняев, С.Ю. Полянкина). В исследовании приняли участие 90 подростков, обучающихся в 8–10-х классах средней общеобразовательной школы № 157 г. Красноярска. В качестве диагностического инструмента использовалась методика Ш. Шварца, Б. Билски. Статистическая обработка данных включала в себя сравнение выборок.
Результаты. Было выявлено типичное для возраста преобладание ценностей «гедонизм» и «самостоятельность», в качестве ресурсных ценностей выделены «доброта», «безопасность», «достижения», в качестве актуальной фундаментальной мотивации – вторая экзистенциальная фундаментальная мотивация по А. Лэнгле. Отмечено, что стремление подростков к достижению собственного благополучия за счет самостоятельных действий создает крепкий фундамент для целеполагания, обеспечивает активность в постановке цели. Условия в образовательном процессе, способствующие проживанию жизненного планирования в масштабе «Я», позволят на следующем шаге расширить целевую аудиторию жизненного планирования до других людей. Наличие в первой пятерке ценности доброты (щедрости), которая вводит в пространство целеполагания других людей из близкого круга подростка, также обеспечивает возможность для расширения масштаба жизненного плана. Ресурсной ценностью, создающей основание для перехода к более крупным масштабам («значимая малая группа», «значимая группа»), является стремление к сохранению и повышению благополучия близких людей. Ценность универсализма, которая могла бы обеспечить переход к самому крупному масштабу «Мир», у подростков дефицитарна.
Заключение. Делается вывод о необходимости построения образовательного процесса таким образом, чтобы подростки могли действовать, создавая и реализуя жизненные планы, постепенно осваивая все больший масштаб планирования, на основе ресурсных ценностей, одновременно усиливая те ценности, которые пока являются дефицитарными.
Литература
2. Аннушкин Ю.В. Экзистенциальный подход в образовании как альтернатива социодинамической парадигме [Электронный ресурс] // Universum: психология и образование. 2016. № 3–4 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekzistentsialnyy-podhod-v-obrazovanii-kak-alternativa-sotsiodinamicheskoy-paradigme (дата обращения: 09.07.2021).
3. Баева И.А., Гаязова Л.А., Кондакова И.В., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность личности и ценности подростков и молодежи // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, № 6. С. 5–18. DOI: 10.17759/pse.2020250601
4. Васанов А.Ю. Взаимосвязь ценностных ориентаций с характеристиками экзистенциальной наполненности [Электронный ресурс] // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы. М.: Изд-во Института психологии РАН, 2010. С. 661–665. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21874309 (дата обращения: 09.07.2021).
5. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. 70 с.
6. Лоткин И.В., Слижевская А.Н. Поколение Z: психологические особенности и ценности (на примере Омского государственного университета путей сообщения) [Электронный ресурс] // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2019. № 4 (38).
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pokolenie-z-psihologicheskie-osobennosti-i-tsennosti-na-primere (дата обращения: 09.07.2021).
7. Лэнгле А. Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности. М.: Генезис, 2008. 159 с.
8. Мантрова М.С. К вопросу изучения ценностных ориентаций подростков из благополучных и неблагополучных семей [Электронный ресурс] // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6, № 1 (18). С. 113–116. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28997322 (дата обращения: 09.07.2021).
9. Мэй Р. Теория и практика экзистенциальной психологии. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2016. 337 с.
10. Ниязбаева Н.Н. Экзистенциальная антропология как антропология образования [Электронный ресурс] // Дискурс-Пи. 2018. № 2 (31).
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekzistentsialnaya-antropologiya-kak-antropologiya-obrazovaniya (дата обращения: 09.07.2021).
11. Ниязбаева Н.Н. Экзистенциально-психологический подход в образовании: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. Т. 3, № 3. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n3/47079.shtml (дата обращения: 09.07.2021).
12. Ольхова Ю.В., Сафонова М.В. Компетентность жизнестроительства: категория жизненного планирования в компетентностном подходе // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2019. № 4 (50). С. 127–142. DOI: 10.25146/1995-0861-2019-50-4-169
13. Рожков М.И. Концепция экзистенциальной педагогики [Электронный ресурс] // Ярославский педагогический вестник. 2002. № 4 (33). С. 73–77.
URL: http://vestnik.yspu.org/releases/pedagoka_i_psichologiy/18_1/ (дата обращения: 09.07.2021).
14. Рожков М.И. Экзистенциальный подход к организации воспитательного процесса [Электронный ресурс] // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2005. № 1 (10). С. 35–38. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9161403 (дата обращения: 09.07.2021).
15. Яницкий М.С., Серый А.В., Браун О.А. и др. Система ценностных ориентаций «поколения Z»: социальные, культурные и демографические детерминанты / Ю.В. Пелех, О.В. Маслова, М.В. Сокольская, Р.Д. Санжаева, А.Р. Монсонова, С.Б. Дагбаева, Ю.Ю. Неяскина, Р.В. Кадыров, Т.В. Капустина [Электронный ресурс] // СПЖ. 2019. № 72.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-tsennostnyh-orientatsiy-pokoleniya-z-sotsialnye-kulturnye-i-demograficheskie-determinanty (дата обращения: 09.07.2021).
16. Ясвин В.А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление. М.: Народное образование, 2019. 448 с.
17. Gustavsson C. Existential configurations: a way to conceptualise people’s meaning-making // British Journal of Religious Education. 2020. Is. 42 (1). P. 25–35. DOI: 10.1080/01416200.2018.1556598
18. Rumianowska A. Existential perspectives on education // Educational Philosophy and Theory. 2020. Is. 52 (3). P. 261–269. DOI: 10.1080/00131857.2019.1633915
19. Saeverot H. Indirect Pedagogy: Some Lessons in Existential Education. Rotterdam: Sence Publishers, 2013. 103 p.
20. Taylor E.W., Cranton P. The Handbook of Transformative Learning: Theory, Research, and Practice. John Wiley & Sons, 2012. 624 p.
21. Walters D.A. Existential being as transformative learning // Pastoral Care in Education. 2008. Is. 26 (2). P. 111–118. DOI: 10.1080/02643940802062758