УРОВЕНЬ ПРОЯВЛЕНИЯ АККУЛЬТУРАЦИОННОГО СТРЕССА ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ СибГУ им. М.Ф. РЕШЕТНЕВА)

  • Tikhikh Ekaterina V. Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнева
Ключевые слова: аккультурационный стресс, иностранный студент, поликультурная образовательная среда, социально-психологическая адаптация, коппинг-стратегии, принятие, поведение.

Аннотация

Проблема и цель. В эпоху глобализации наблюдается тенденция роста образовательной иммиграции. Фактором, определяющим успешное обучение в высшем учебном заведении России, является уровень психологической, социальной и культурной адаптированности к условиям поликультурного образовательного пространства. Единый подход к выбору диагностического инструментария для оценки уровня стресса, возникающего в результате дезадаптивности личности как носителя социокультурной модели, находится на стадии формирования в научном сообществе. Цель статьи – оценить уровень аккультурационного стресса иностранных студентов в процессе интеграции в инокультурную среду.

Методологию исследования составил анализ поведенческой модели иностранных студентов в стадиях аккультурационного стресса. Исследуемая группа: иностранные студенты 1–3-х курсов СибГУ им. М.Ф. Решетнева в возрасте от 17 до 21 года. В качестве метода исследования выбраны 2 опрос-анкеты: Диагностика социально-психологической адаптации личности (СПА) и Опросник «Способы совладающего поведения».

Результаты. Диагностическое анкетирование выявило группу студентов 1-го курса, пребывающих в депрессивной стадии, проходящих процесс модификации модели жизни, испытывающих чувства разлуки, потери своего статуса, дезориентации будущего. Половина опрошенных студентов успешно преодолели порог четырех стадий аккультурационного стресса, находясь на этапе стабилизации своего положения, отношения в концепте «Я-поликультурная образовательная среда».

Заключение. Исследуемая группа иностранных студентов оценивается как умеренно адаптирующаяся к стрессовым ситуациям группа, находящаяся в психологическом равновесии с уверенной Я-концепцией и положительной динамикой принятия нового общества. Иностранные студенты старших курсов ощущают уверенность, спокойствие, удобство, в отличие от студентов 1-го курса. Результаты могут быть использованы для разработки методов взаимодействия с иностранными студентами, повышающих эффективность работы в процессе аккультурации и снятия стресса.

Литература

1. Берри Дж. Кросс-культурная психология: исследования и применение. Харьков: Изд-во: Гуманитарного центра, 2007. 560 с.
2. Данилова М.В. Поликультурное образование: практикум. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2014. 63 с.
3. Костикова Л.П. Культурологические основания поликультурного образования // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2008. № 14. С. 18–22.
4. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В., Замышляева М.С. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога. 2007. № 3. С. 93–112.
5. Либакова Н.М. Аккультурационный стресс и технологии его преодоления // Социодинамика. 2016. № 2. С. 89–97. DOI: 10.7256/2409-7144.2016.2.17683
6 . Мельникова М.Л. Психология стресса: теория и практика [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие. Екатеринбург, 2018. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/11643/1/uch00293.pdf
7. Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями: пособие для врачей и медицинских психологов НИПНИ им. Бехетерева. СПб., 2009. 38 c.
8. Методики психологической диагностики больных с эндогенными расстройствами. Усовершенствованная медицинская технология / СПб НИПНИ им. Бехетерева. СПб., 2007. 47 c.
9. Новолодская С.Л. История и современность поликультурного образования: монография. Чита: ЗИП СибУПК, 2015. 122 с.
10. Осницкий А.К. Определение характеристик социальной адаптации // Психология и школа. 2004. № 1. С. 43–56.
11. Поликультурное образование в современном вузе: вызов и перспектива: матер. Междунар. науч.-практ. конф. (Кемерово, 25–26 марта 2021 г.) / отв. ред.: Л.В. Начева, Г.В. Акименко, Л.В. Гукина, М.Г. Степанова, В.В. Шиллер. Кемерово: КемГМУ, 2021. 479 с.
12. Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н.С. Хрусталевой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2018. 748 с.
13. Рыблова А.Н., Фокеева Ю.А. Региональная поликультурная образовательная среда формирования культуры профессионального общения будущего переводчика: проблемы, перспективы, опыт // Высшее образование сегодня. 2009. № 10. C. 37–40.
14. Снегирева Т.В. Методика изучения особенностей личностной саморегуляции // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога: сб. тр. АПН СССР / под ред. И.В. Дубровиной. М., 1987. С. 92–96.
15. Хазова С.А. Поликультурная компетентность педагога: монография [Электронный ресурс]. Майкоп: ЭлИТ, 2015. 141 c. DOI: 10.18411/ 2015-11-014; URL: 10.18411/ 2015-11-014
16. Хейдметс М. Феномен персонализации среды: теоретический анализ // Средовые условия групповой деятельности. Таллин, 1988. C. 5–15.
17. Янгибоева Д.Р. Психологические особенности процесса аккультурации в современном мире // Молодой ученый. 2022. № 17 (412). С. 339–342. URL: https://moluch.ru/archive/412/90836/
18. Berry J.W. Immigration, acculturation and adaptation // Applied psychology: An international review. 1997. Vol. 46 (1). P. 5–34.
19. Graves T.D. Psychological acculturation in a tri-ethnic community // Southwestern Journal of Anthropology. 1967. Vol. 23, No. 4. P. 337–350.
20. Hofstede G. Culture’s consequences: Comparing values, behaviors, institutions and organizations across nations. Thousand Oaks CA: Sage Publications, 2001. 596 p.
21. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal, and coping. New York: Springer, 1984.
22. Redfield R., Linton R., Herskovits M.J. Memorandum for the study of acculturation // American Anthropologist. 1936. Vol. 38, No. 1. Р. 149–152. DOI: 10.1525/aa.1936.38.1.02a00330
23. Rogers C.R., Dymond R.F. Psychotherapy and personality change: coordinated research studies in the client-centered approach. Chicago: University of Chicago Press, 1954.
24. Rogers C.R. A Test of Personality Adjustment. New York: Association Press, 1931.
Опубликован
2023-03-30
Как цитировать
V., T. (2023). УРОВЕНЬ ПРОЯВЛЕНИЯ АККУЛЬТУРАЦИОННОГО СТРЕССА ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ СибГУ им. М.Ф. РЕШЕТНЕВА). Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 63(1), 181-189. извлечено от https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/488