ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ С КИТАЙСКИМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ВУЗА

Ключевые слова: педагогическая поддержка, подготовительное отделение, иностранные обучающиеся, межкультурное взаимодействие, коммуникативная компетенция.

Аннотация

Постановка проблемы. В статье рассматриваются вопрос социокультурной адаптации китайских обу-чающихся подготовительного отделения вуза, ее особенности, а также трудности, с которыми сталкиваются преподаватели, работающие на подготовительном отделении. Акцентировано внимание на том, что научное исследование проведено на базе Амурского государственного университета, который находится на границе с Китайской Народной Республикой, в связи с чем социокультурная адаптация китайских обучающихся в данном регионе обладает особой спецификой. Отмечается, что в приграничном регионе происходит взаимодействие культур России и Китая, которое влияет на социокультурную адаптацию китайских обучающихся подготовительного отделения в российском вузе. Исследование посвящено изучению вопроса педагогической поддержки преподавателей в работе с китайскими обучающимися.

Цель статьи – разработать комплекс мер для педагогической поддержки преподавателей в социокультурной адаптации китайских обучающихся подготовительного отделения вуза.

Методология и методы исследования. Методологию исследования составляют межкультурный, компетентностный и социокультурный подходы. Методами исследования являются анализ и обобщение научно-исследовательских работ по вопросам педагогической поддержки, обучению иностранцев, их социокультурной адаптации в новых для них условиях, экспертный опрос и анкетирование.

Результаты исследования. На основании экспертного опроса, анализа научной литературы, диссертационного фонда и т.д. авторы выделяют трудности, с которыми сталкиваются преподаватели, работающие с китайскими обучающимися, а также предлагают и обосновывают комплекс мер, направленный на педагогическую поддержку преподавателей, позволяющий минимизировать возникающие трудности в социокультурной адаптации китайских обучающихся подготовительного отделения вуза.

Заключение. Предложенный комплекс мер педагогической поддержки может быть использован не только для преподавателей, работающих на подготовительных отделениях, но и для профессорско-преподавательского состава вуза, который работает с китайскими студентами.

Литература

1. Абрамова А.А, Васильева С.Л., Дмитриенко Н.А., Коваленко Н.С. Социокультурная адаптация иностранных студентов в образовательной среде университетов Томска // Педагогическое образование в России. 2020. № 4. С. 100–105. DOI: 10.26170/po20-04-12
2. Абрамова А.А, Васильева С.Л., Волкова М.Г., Дмитриенко Н.А., Коваленко Н.С. Социокультурная адаптация иностранных студентов в Сибирском регионе // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, №  4. С. 4212–4222. DOI: https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-4-05
3. Багдуева А.В., Рогозная Н.Н. Межкультурные контакты России и Китая: новейший период // Российско-китайские исследования. 2020. Т. 1, № 2. С. 157–169. DOI: 10.17150/2587-7445.2020.4(2).157-169
4. Балыхина Т.М., Чжао Юйцзян. От методики к этнометодике. Обучение китайцев русскому языку: проблемы и пути их преодоления: монография. 2-е изд. М.: РУДН, 2010. 344 с.
5. Белова T.B., Ефимова Е.А. Педагогическая поддержка начинающего учителя в период профессиональной адаптации // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2018. С. 128–132.
6. Вишневская М.Н. Особенности адаптации иностранных студентов к процессу обучения в российском вузе // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 2. DOI: 10.15862/63PSMN220 URL: https://mir-nauki.com/PDF/63PSMN220.pdf (дата обращения: 07.12.2023).
7. Жеребцова Ж.И. Проблемы академической адаптации иностранных студентов в российских вузах и пути их решения // Вестник Тамбовского университета. 2013. № 11. С. 116–122.
8. Киселева В.М. Проблемы адаптации иностранных студентов в российских вузах (на примере Пермского государственного национального исследовательского университета) // Социокультурная адаптация иностранных студентов в российских вузах: проблемы, решения, лучшие практики: сб. ст. по матер. Всерос. науч.-практ. конф. (8–9 декабря 2021 г.). Пермь, 2022. С. 27–32.
9. Клюшникова Е.В. Проблемы адаптации иностранных студентов в России // Вестник ТвГУ. Сер.: Педагогика и психология. 2018. Вып. 1. С. 133–140.
10. Кривцова И.О. Социокультурная адаптация иностранных студентов к образовательной среде российского вуза (на примере Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко) // Фундаментальные исследования. 2011. № 8-2. С. 284–288.
11. Кумм Л.В., Лобадина Л.В. Проблемы социокультурной адаптации к условиям вузовской системы образования несовершеннолетних студентов // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвященной 70-летию ФГБОУ ВО «Красноярский ГАУ». Красноярск, 2022. С. 513–515.
12. Мариненко О.П. Роль преподавателя в оказании помощи иностранным студентам // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 4. С. 124–133. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-4-124-133
13. Молодцова Т.Д., Едуш И.В. Педагогическая поддержка профессионального роста учителя в его работе по подготовке учащихся к экзаменам (результаты эмпирического исследования) // Современные исследования социальных проблем: электронный научный журнал. 2012. № 2 (10). URL: https://nbn-resolving.org/urn:nbn:de:0168-ssoar-399257 (дата обращения: 05.12.2023).
14. Оглезнева Е.А. Русско-китайский пиджин: опыт социолингвистического описания. Благовещенск: АмГУ, 2007. 262 с.
15. Распаева Г.Д., Маркусь А.М., Ярославова Е.Н. Социокультурная адаптация иностранных студентов в российском вузе: коммуникативный аспект // Вестник ЮУрГУ. Сер.: Образование. Педагогические науки. 2022. Т. 14, № 1. С. 76–87. DOI: 10.14529/ped220108
16. Стафеева Ю.В. Педагогическая поддержка как составляющая профессиональной подготовки учителя // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2009. № 2. С. 34–43.
17. Тихонова Е.Г. Особенности адаптации иностранных студентов в вузе региона // Регионология. 2010. № 2. URL: https://regionsar.ru/ru/node/507 (дата обращения: 07.12.2023).
18. Третьяченко Д.С. Проблемы социокультурной адаптации иностранных студентов в высшем учебном заведении // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. 2020. № 2. С. 24–28.
19. Чеджемов Г.А., Абаева Т.Д. Социокультурная адаптация иностранных студентов в российских вузах // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 4-1 (55). С. 192–195. DOI: 10.24412/2500-1000-2021-4-1-192-195
20. Assunção, M.F. (2020). Learning to teach: knowledge, competences and support in initial teacher education and in the early years of teaching. European Journal of Teacher Education, 43 (2), 127–130. DOI: https://doi.org/10.1080/02619768.2020.1733828
21. Cabezas, I.L., Martínez, M.J.I., Salgueira, S.A., Camús Ferri, M.D.-M., Gomis, A.G., & Tinoca, L. (2022). What teaching models do Pre-Service teachers learn during placements? Cogent Education, 9 (1), 1.
22. Colognesi, S., Van, Nieuwenhoven C., & Beausaert, S. (2020). Supporting newly-qualified teachers’ professional development and perseverance in secondary education: On the role of informal learning. European Journal of Teacher Education, 43 (2), 258–276. DOI: 10.1080/02619768.2019.1681963
23. MacPhail, A., Ulvik, M., Guberman, A., Czerniawski, G., Oolbekkink-Marchand, H., & Bain, Y. (2019). The professional development of higher education-based teacher educators: needs and realities. Professional Development in Education, 45 (5), 848–861. DOI: https://doi.org/10.1080/19415257.2018.1529610
24. Shkerina, T.A., Savolainen, G.S., & Zakhartsova, G.V. (2020). Teacher’s professional competence: New challenges, realities and prospects. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS, 90, 1016–1027. DOI: 10.15405/epsbs.2020.10.03.118
25. Volchkova, V.I., Pavitskaya, Z.I., & Sagitdinova, T.K. (2021). Psychological and pedagogical support for the professional formation of humanities profile students. SHS Web of Conferences, 113, International Scientific and Practical Conference “Professionalism of a Teacher: Psychological and Pedagogical Support for a Successful Career” (ICTP 2021), 00030, 1–8.
26. Yuldasheva, N.N. (2021). Lexical based approach in foreign language teaching. Academic Research in Educational Sciences, 2. CSPI conference 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lexical-basedapproach-in (дата обращения: 24.11.2023).
Опубликован
2024-06-30
Как цитировать
O., K., & V., L. (2024). ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ С КИТАЙСКИМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ВУЗА. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 68(2), 27-39. извлечено от https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/549