ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ

  • Nastin Oleg A. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева https://orcid.org/0009-0006-4852-5860
  • Trusey Irina V. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева https://orcid.org/0000-0003-4831-9101
Ключевые слова: смешанное обучение, мотивация, перевернутый класс, физическая культура, основная школа, цифровые технологии.

Аннотация

Постановка проблемы. В настоящее время отмечается снижение мотивации детей школьного возраста к занятиям физической культурой и спортом, что отрицательно сказывается на состоянии их здоровья. Особенно эта проблема становится значимой в основной школе, когда у обучающихся формируются определенный тип поведения, привычки. Подростковый возраст характеризуется перестройкой всей мотивационной сферы, в том числе и учебной мотивации. На этом этапе у школьников закрепляется нежелание заниматься физической культурой и спортом. Одна из эффективных технологий, которая применяется для повышения мотивации обучающихся, – технология смешанного обучения.

Цель статьи – оценить эффективность применения модели смешанного обучения «Перевернутый класс» в повышении уровня мотивации обучающихся к занятиям физической культурой.

Методология и методы исследования. Исследование проводили в общеобразовательной организации города Красноярска в 8-м классе химико-биологического профиля. На формирующем этапе образовательный процесс модуля «Спортивные игры. Волейбол» реализовывали на основе модели смешанного обучения «Перевернутый класс». При изучении тем модуля обучающимся было необходимо перед уроками проходить видеоматериал и выполнять интерактивные задания. Изменение мотивационного компонента оценивали с помощью анкетирования, когнитивного – путем тестирования.

Результаты исследования. В рамках предмета «Физическая культура» разработаны содержание и структура образовательного модуля «Спортивные игры. Волейбол» для реализации в модели смешанного обучения «Перевернутый класс». Такой формат позволил отслеживать прогресс и дефициты обучающихся, оперативно реагировать на них во время урока. В результате проведения исследования доля обучающихся со средним и высоким уровнем возросла на 14,3 и 7,1 % соответственно, при этом отмечалось вовлечение в образовательный процесс обучающихся, имеющих освобождение от уроков физической культуры.

Заключение. Полученные результаты исследования позволяют констатировать эффективность применения модели смешанного обучения посредством разработанного модуля в рамках предмета «Физическая культура».

Литература

1. Андреева Н.В., Рождественская Л.В., Ярмахов Б.Б. Шаг школы в смешанное обучение [Электронный ресурс]: Национальная открытая школа. М., 2016. URL: http://imc-yal72.ru/images/1_3.pdf (дата обращения: 24.03.2024).
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 1997.
3. Борзова Т.А. Преподаватель как основное звено технологии «перевернутый класс» // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 5. С. 42–49.
4. Ботяев В.Л., Сорока Н.А. Реализация квест-технологий на занятиях физической культурой в школе у обучающихся среднего школьного возраста // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 4 (182). С. 48–52. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p48-53
5. Васильева Н.И. Использование мобильных приложений в аспекте повышения мотивации обучающихся к занятиям физической культурой и ведению здорового образа жизни // Мир педагогики и психологии, 2019. № 12 (41). С. 59–67.
6. Данилов О.Е. О понятии электронного обучения // Инновации в образовании. 2022. № 1. С. 79–85.
7. Долгова Т.В. Смешанное обучение инновация XXI века // Интерактивное образование. 2017. № 5. С. 2–8.
8. Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование. 2002. № 2. С. 42–45.
9. Здравоохранение в России 2023: статистический сб. М., 2023.
10. Лобанова М.А. Актуальность использования мобильных приложений для занятий физической культурой // Исследования молодых ученых: матер. XXXI Междунар. науч. конф. (Казань, январь 2022 г.). Казань: Молодой ученый, 2022. С. 61–65. URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/416/16954/ (дата обращения: 24.03.2024).
11. Ломаско П.С., Симонова А.Л. Педагогический дизайн интерактивных и мультимедийных дидактических средств: учеб. пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2023. 121 с.
12. Методика преподавания физической культуры в общеобразовательной организации с учетом реализации модели смешанного обучения: монография / Е.М. Голикова, Л.А. Акимова, П.П. Тиссен и др.; под ред. Е.М. Голиковой. Оренбург, 2022. 143 с.
13. Москвин Н.Г., Исавнин А.Г., Ахмадуллина И.А. Влияние учебно-тренировочного процесса по каратэ на формирование мотивации у детей младшего школьного возраста // Культура физическая и здоровье. 2022. № 4 (84). С. 168–170. DOI: 10.47438/1999-3455_2022_4_168 (дата обращения: 24.03.2024).
14. Подповетная Ю.В., Михайлова С.В., Письменный Е.В. Тенденции и перспективы применения цифровых технологий в образовании в области физической культуры и спорта // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 6. URL: https://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=33044 (дата обращения: 24.03.2024).
15. Руцкая К.А, Буторин А.Н. Мотивация обучающихся к физической активности в процессе обучения программированию // Информатика и образование. 2021. № 9 (328). С. 23–30. DOI: 10.32517/0234-0453-2021-36-9-23-30
16. Сыровяткина А.В., Мазурчук Н.И., Мазурчук Е.О. Психолого-педагогические аспекты преподавания физической культуры в школе // Актуальные проблемы психологии личности: сб. научн. тр. / под науч. ред. Н.Н. Васягиной, Е.Н. Григорян. Екатеринбург: Уральск. гос. пед. ун-т, 2022. Вып. 19. С. 136–143.
17. Трусей И.В., Казакевич Н.Н., Адольф В.А. Электронные информационные ресурсы для реализации смешанного обучения по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» // Сибирский педагогический журнал. 2021. № 6. С. 74–81. DOI: 10.15293/1813-4718.2106.08 (дата обращения: 22.03.2024).
18. Физическая культура. 8–9 классы: учебник для общеобразоват. организаций / В.И. Лях. М.: Просвещение, 2019. 256 с.
19. Хорн М., Стейкер Х. Смешанное обучение. Использование прорывных инноваций для улучшения школьного образования [Электронный ресурс]: Jossey-Bass. 2015. URL: http://imc-yal72.ru/images/1_4.pdf (дата обращения: 24.03.2024).
20. Bergmann, J., & Sams, A. (2014). Flipped Learning: Gateway to Student Engagement. Moorabbin, Victoria Hawker Brownlow.
21. Bonafini, F., Chae, C., Park, E., & Jablokow, K. (2017). How much does student engagement with videos and forums in a MOOC affect their achievement? Online Learning Journal. 21 (4). URL: https://www.learntechlib.org/p/183772/. (дата обращения: 24.03.2024).
22. Christina, S., Rusijono, R, & Bachtiar, B. (2019). The application of blended learning’s station rotation method in elementary school’s science education to improve higher order thinking skills. Dinamika Jurnal Ilmiah Pendidikan Dasar. 11 (2), 79. DOI: 10.30595/dinamika.v11i2.5048
23. Dziuban, Ch., Graham, Ch.R., Moskal, P.D., Norberg, А., & Sicilia, N. (2018). Blended learning: the new normal and emerging technologies. International Journal of Educational Technology in Higher Education. 15 (3). DOI: 10.1186/s41239-017-0087-5
24. Guo, Ph.J., Kim, J., & Rubin. R. (2014). How video production affects student engagement: an empirical study of MOOC videos. ACM Conference on Learning @ Scale. Atlanta, Georgia, USA. DOI: 10.1145/2556325.2566239
25. Kapur, S., & Islamia, J.M. (2018). Teaching Aids: Non-conventional and Modern. URL: https://www.researchgate.net/publication/327971438_Teaching_Aids_Non-conventional_and_Modern (дата обращения: 24.03.2024).
26. Lalima, Kiran Lata Dangwa. Blended Learning: An innovative approach // Universal Journal of Educational Research. 2017. 5 (1). P. 129–136. DOI: 10.13189/ujer.2017.050116 (дата обращения: 24.03.2024).
27. The Effect of Using the Station Rotation Model on Preparatory Students’ Writing Performance (2018). URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED596979.pdf (дата обращения: 24.03.2024).
Опубликован
2024-06-30
Как цитировать
A., N., & V., T. (2024). ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 68(2), 59-68. извлечено от https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/552