ВНЕКЛАССНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО СТРЕТЧИНГУ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-х КЛАССОВ
Аннотация
Постановка проблемы. Считается, что обучающийся начальной школы испытывает стресс, переходя на следующую ступень образования. Пятиклассников тревожат следующие социальные явления: новые учителя и учебные предметы, увеличение объема домашней работы и переходов из кабинета в другой. Также в 10–12 лет происходят физиологические преобразования в организме, выражающиеся в постоянной смене эмоций и проявлении импульсивности в поведении. Таким образом, изменения среды учебного процесса и переход в этап «младшего подросткового возраста» вызывают нервное напряжение в организме, которое отражается на состоянии здоровья пятиклассников.
Цель статьи – выявить и обосновать необходимость внедрения внеклассных занятий по стретчингу для пятиклассников в общеобразовательные учреждения для сохранения здоровья обучающихся и прохождения ими успешной адаптации к основной школе.
Методология и методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, контрольное тестирование, методика оценки состояния вегетативной нервной системы и сердечно-сосудистой системы с помощью аппаратного комплекса ВНС-МИКРО, метод статистической обработки данных.
Результаты исследования. В исследовании приняли участие обучающиеся 5-х классов общеобразовательной школы № 45 в количестве 20 человек (девочки). В результате исследования удалось выявить, что в течение пяти месяцев педагогического эксперимента у экспериментальной группы повысились результаты в следующих упражнениях: наклон вперед стоя на гимнастической скамье – на 82,62 %; гимнастический мост – на 58,67 %; продольный шпагат с правой ноги – на 59,17 %; продольный шпагат с левой ноги – на 69,26 %; ЧСС – на 11,2 %; SI – на 5,77 %; % LF – на 18,16 %; % HF – на 3,01 %; % VLF – на 28,03 %.
Заключение. После проведения педагогического эксперимента у двух групп показатели увеличились, но экспериментальная группа продемонстрировала более высокие результаты. Данный факт связан с тем, что контрольная группа посещала два раза в неделю уроки физической культуры и ее внеклассная двигательная активность носила стихийный и неорганизованный характер, а экспериментальная группа, кроме двух уроков физической культуры в неделю, занималась два раза в неделю стретчингом в рамках внеклас-сной деятельности.
Литература
2. Власова Л.В. Поддержка эмоционального благополучия учеников в школе // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. № 6-3 (81). С. 23–27. DOI: 10.24412/2500-1000-2023-6-3-23-27. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podderzhka (дата обращения: 28.04.2025).
3. Ермакова Е.Г. Влияние физических упражнений на умственную деятельность человека и их взаимосвязь // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 10-1. С. 44–46. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-fizicheskih (дата обращения: 28.04.2025).
4. Ерошкина А.В., Федотенко И.Л. Психолого-педагогические аспекты адаптации младших подростков к средней школе // Психология в пространстве образования и личностного развития: перспективные практики научного исследования и сотрудничества. 2024. С. 88–91. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_60234892 (дата обращения: 28.04.2025).
5. Калигин А.Р., Попова А.Ю. и др. Психологический анализ причин неуспеваемости в подростковом возрасте 10–12 лет // Инновационные идеи молодых исследователей. 2021. С. 157–164. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46199218 (дата обращения: 28.04.2025).
6. Кропачев И.Г., Архипова Е.И., Нора С.А. Показатели сердечно-сосудистой системы и гемодинамики в условиях стрессового воздействия как фактор развития острых респираторных инфекций // Вестник НовГУ. 2020. № 3 (119). DOI: https://doi.org/10.34680/2076-8052.2020.3(119).39-42. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pokazateli-serdechno (дата обращения: 28.04.2025).
7. Кужугет А.А., Бойко П.В., Пугачев Р.В. Оценка эффективности влияния комплекса физических упражнений на морфофункциональное состояние организма борцов греко-римского стиля // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2024. № 2 (68). С. 47–58. URL: https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/551 (дата обращения: 28.04.2025).
8. Мельников А.А. и др. Влияние стретчинг-тренировки нижних конечностей на устойчивость вертикальной позы // Физиология человека. 2021. Т. 47, № 3. С. 31–43. DOI: 10.31857/S0131164621030127. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_45693464_38403451.pdf (дата обращения: 28.04.2025).
9. Начинская С.В. Cпортивная метрология: учебник для студ. высш. проф. образования. М.: Академия, 2012. 240 с. URL: https://academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_18141.pdf (дата обращения: 28.04.2025).
10. Пугачев Р.В., Кужугет А.А. Динамика показателя стресс индекса Баевского обучающихся 1–2-х
курсов института физической культуры спорта и здоровья имени И.С. Ярыгина // Современные проблемы физического воспитания, спорта и туризма, безопасности жизнедеятельности в системе образования: матер. Междунар. науч.-практ. конф., Ульяновск, 22 ноября 2023 г. Ульяновск: УлГПУ, 2023. С. 588–591. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=60014591 (дата обращения: 28.04.2025).
11. Пугачев Р.В. Характеристика показателей спектрального анализа ритма сердца студентов-спортсменов // Образование и социализация личности в современном обществе: матер. XIV Междунар. науч. конф., посвященной 200-летию К.Д. Ушинского (1823–1871), 90-летию М.И. Шиловой (1933–2015), 90-летию Д.Г. Миндиашвили (1933–2021), Красноярск, 06–07 июня 2023 г. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2023. С. 254–259. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54392322 (дата обращения: 28.04.2025).
12. Савинкова Е.С. Физические нагрузки как способ противостоять стрессу // Актуальные проблемы, современные тенденции развития физической культуры и спорта с учетом реализации национальных проектов: матер. V Всеросс. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Москва, 18–19 мая 2023 г. М.: Росс. эконом. ун-т им. Г.В. Плеханова, 2023. С. 155–160. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_54302153_55614907.pdf#page=155 (дата обращения: 28.04.2025).
13. Сарыг С.К. Вариабельность ритма сердца у студентов Тувинского государственного университета: монография. Кызыл: Изд-во ТувГУ, 2020.140 с. URL: https://tuvgurep.elpub.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/ (дата обращения: 28.04.2025).
14. Тимофеева Е.П. и др. Состояние вегетативной нервной системы у подростков 15–17 лет // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2016. Т. 61, № 4. С. 82–87. DOI: https://doi.org/10.21508/1027-4065-2016-61-4-82-87. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie (дата обращения: 28.04.2025).
15. Чеботарева М.А., Папина И.В. Анализ особенностей физического воспитания в России и Японии // Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе: проблемы и перспективы развития. 2022. С. 206–212. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49843958 (дата обращения: 08.05.2025).
16. Шлык Н.И. Оценка качества тренировочного процесса у спортсменов на основе экспресс-анализа вариабельности сердечного ритма с учетом индивидуального типа регуляции // Теория и практика физической культуры. 2019. № 2. С. 18–20. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37043546 (дата обращения: 08.05.2025).
17. Lakie, M., & Campbell, K.S. (2019). Muscle thixotropy-where are we now? J. Appl. Physiol., 126 (6), 1790. DOI: https://doi.org/10.1152/japplphysiol.00788.2018. URL: https://journals.physiology.org/doi/full/10.1152/japplphysiol.00788.2018 (access date: 08.05.2025).
18. Martínez-Jiménez, E.M., Losa-Iglesias, M.E., Díaz-Velázquez, J.I. et al. (2019). Acute effects of intermittent versus continuous bilateral ankle plantar flexor static stretching on postural sway and plantar pressures: a randomized clinical trial. J. Clin. Med., 8 (1), 52. DOI: https://doi.org/10.3390/jcm8010052. URL: https://www.mdpi.com/2077-0383/8/1/52 (access date: 08.05.2025).
19. Scripture, E.W. (1984). Tests of mental ability as exhibited in fencing. In: Studies From the Yale Psychological Laboratory (Volume 2, pp. 122–124), Yale University. URL: https://books.google.ru/books?hl=r (access date: 08.05.2025).
20. Sharma, H. (2019). Heart rate extraction from PPG signals using variational mode decomposition. Biocybernetics and Biomedical Engineering, 39 (1), 75–86. DOI: 10 1016/j bbe.2018.11.001. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0208521618303 (access date: 08.05.2025).
21. Smajla, D., García-Ramos, A., Tomažin, K., & Strojnik, V. (2019). Selective effect of static stretching, concentric contractions, and a balance task on ankle force sense. PLoS One, 14 (1), e0210881. DOI: 10.1371/journal.pone.0210881. URL: https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0210881 (access date: 08.05.2025).