НАСТАВНИЧЕСТВО ПЕРВОКУРСНИКОВ-СПОРТСМЕНОВ КАК ФАКТОР ИХ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ВУЗА

  • Kuzhuget Artysh A. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева https://orcid.org/0000-0002-5251-9352
  • Cherepanova Alyona I. Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнева
  • Nugaev Artur R. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
Ключевые слова: наставничество, психоэмоциональная нагрузка, стресс, здоровье, адаптация, студенты-первокурсники.

Аннотация

Проблема и цель. Здоровье является ключевым фактором, обеспечивающим полноценную жизнедеятельность человека. Нарушение состояния здоровья любой из систем человеческого организма может послужить причиной срыва адаптационных возможностей организма, что приведет к нарушению успешной и благополучной жизнедеятельности [Дробинская, 2023; Schüler, et al., 2023; Shackelford, Weekes-Shackelford, 2021]. Именно поэтому адаптация первокурсников в педагогическом вузе является важным этапом их образовательного пути. Особенно это актуально для спортсменов, которые, помимо учебы, также занимаются спортом на профессиональном уровне. Программа адаптации спортсменов-первокурсников в педагогическом вузе играет ключевую роль в успешной интеграции этих студентов в новую среду и обеспечении оптимальных условий для сочетания учебы и тренировок.

Первый год обучения в педагогическом вузе представляет собой период адаптации к новым требованиям и режиму учебного процесса. Для спортсменов эта задача становится еще более сложной из-за необходимости согласования своего спортивного расписания с учебным графиком. Программа адаптации спортсменов-первокурсников направлена на создание комфортных условий для студентов-спортсменов, чтобы они могли успешно справиться со всеми требующимися задачами и достичь успехов в обоих сферах своей деятельности. В данной статье рассмотрим основные принципы и методы программы адаптации спортсменов-первокурсников в педагогическом вузе, а также ее значимость для развития спортивного потенциала и получения качественного образования.

Методология исследования представляет собой анализ научно-исследовательских работ отечественных и зарубежных ученых, признанных научным сообществом, и опыта наставничества среди студентов первых и старших курсов в педагогическом вузе. Обобщены полученные нами результаты исследования проблемы адаптации организма студентов первого курса к условиям вуза.

Результаты. В исследовании приняли участие студенты-первокурсники ИФКСиЗ им. И.С. Ярыгина КГПУ им. В.П. Астафьева в количестве 32 человек (юноши). По результатам исследования удалось установить, что обучающиеся первого курса имеют повышенный показатель стресс-индекса Баевского. Несмотря на то что исследуемым была предложена слабая психоэмоциональная нагрузка, изменение структуры ритма сердца первокурсников показало нарушение адаптированности их организма к условиям вуза (физической, учебной и умственной нагрузкам).

Заключение. Проведенное исследование вариационной пульсометрии среди студентов первого курса позволило определить проблему адаптации их организма к условиям вуза. Для решения выявленной проблемы была предложена программа наставничества первокурсников как способ успешной адаптации их организма к условиям вуза.

Литература

1. Абрамова И.В., Неволина О.А. Организационные условия адаптации студентов первого курса в условиях дистанционного обучения // Проблемы современного образования. 2022. № 4. С. 242–255.
2. Адельшина Г.А. и др. Экспертная оценка применимости метода вариационной пульсометрии для диагностики типов вегетативных регуляций // Современные наукоемкие технологии. 2006. № 3. С. 34–341.
3. Ахметова А.Т. Наставничество в вузе как ориентир в будущей профессии // E-Scio. 2021. № 3. С. 167–171.
4. Башкин В.М. Оценка функционального состояния студентов с помощью вариационной пульсометрии // Научная сессия ГУАП: Гуманитарные науки. 2021. 14–22 апр. С. 146–147.
5. Белов В.В., Корзунин В.А. Психологическое сопровождение личностного развития студентов в вузе // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2015. Т. 5, № 4. С. 33–45.
6. Букланова Ю.Э., Малышев Р.А. Изменение физиологических показателей человека при занятиях спортом // Наука-2020. 2022. № 4 (58). С. 168–173.
7. Губкина Д.Г. и др. Изменение показателей вариационной пульсометрии под влиянием сеансов обратной связи по ЭЭГ // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Биология. Химия. 2009. Т. 22, № 4 (61). С. 36–40.
8. Дремлюга М.Н. и др. Социальная адаптация студентов 1 курса к условиям обучения в вузе средствами физической культуры и спорта // Человеческий капитал. 2022. Т. 1, № 5 (161). С. 206.
9. Дробинская А.О. Анатомия и возрастная физиология: учебник для вузов. 2023.
10. Еремеев С.И. и др. Особенности показателей корреляционной ритмограммы и вариационной пульсометрии у людей в возрасте 18–27 лет с различными типами модуляции сердечного ритма // Человек. Спорт. Медицина. 2013. Т. 13, № 1. С. 79–83.
11. Еськова Н.А. Наставничество в высшем образовании: постановка проблемы // Наставничество. Имплементация в научных, образовательных, предпринимательских, молодежных сферах. 2022. 21–22 апр. С. 39–41.
12. Мамаева И.А., Зырин И.С., Нетужилов В.В. Студенческое наставничество в вузе // Образовательная деятельность вуза в современных условиях. 2017. 25–26 мая. С. 41–41.
13. Мисюк М. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник и практикум для вузов. М., 2023.
14. Митрофанов В.А., Логвинова О.К., Ярмолюк А.И. Наставничество в современном вузе: теоретические основания и практический опыт // Человеческий капитал. 2016. № 11. С. 35–38.
15. Никитина В.В. Роль наставничества в современном образовании // Отечественная и зарубежная педагогика. 2013. № 6 (15). С. 50–56.
16. Пасичниченко В.А. Курмашев В.И. Анализ показателей вариационной пульсометрии и корреляционной ритмографии в тренировочном процессе студентов-пловцов // Физическое воспитание студенческой молодежи: проблемы и перспективы: сб. ст. XII Mежвуз. науч.-метод. конф. по итогам НИР за 2018 г., Брест, 27 марта 2019 г. Брест: БрГТУ, 2019. С. 51–54.
17. Савельева Д.С., Абзалова С.В. Физическое воспитание как эффективная система улучшения здоровья студентов // Вопросы педагогики. 2022. № 5. С. 289–291.
18. Терехов П. А. и др. Изучение анаэробной работоспособности спортсменов по данным вариационной пульсометрии // Актуальные проблемы и инновационные решения физической культуры и спортивной тренировки. 2019. 28 ноября. С. 292–295.
19. Шерайзина Р.М., Мигунова Е.В. Становление и развитие групповых форм студенческого наставничества в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 290–294.
20. Credé, M., & Niehorster, S. (2012). Adjustment to college as measured by the student adaptation to college questionnaire: A quantitative review of its structure and relationships with correlates and consequences. Educational Psychology Review, 24, 133–165.
21. DeLuca, J.R., & Braunstein-Minkove, J. (2016). An evaluation of sport management student preparedness: Recommendations for adapting curriculum to meet industry needs. Sport Management Education Journal, 10(1), 1– 12.
22. Kazin, E.M., & Varich, L.A. (2005). Parameters of psychophysiological adaptation to the academic process at a faculty of physical training in students specializing in different sports. Human Physiology, 31, 65–69.
23. Peters, M.A. (Ed.) (2022). Encyclopedia of Teacher Education. Springer Nature Singapore.
24. Schüler, J. et al. (Eds.) (2023). Sport and Exercise Psychology: Theory and Application. Springer Nature.
25. Shackelford, T.K., & Weekes-Shackelford, V.A. Eds.) (2021). Encyclopedia of Evolutionary Psychological Science. Cham, Springer International Publishing.
Опубликован
2024-03-30
Как цитировать
A., K., I., C., & R., N. (2024). НАСТАВНИЧЕСТВО ПЕРВОКУРСНИКОВ-СПОРТСМЕНОВ КАК ФАКТОР ИХ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ВУЗА. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 67(1), 43-50. извлечено от https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/539