ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ МОДУЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ» С УЧЕТОМ СЕЗОННЫХ ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

  • KHUDIK Sergey V. Сибирский федеральный университет
  • ZAVYALOV Dmitry A. КГПУ им. В.П. Астафьева
Ключевые слова: студенты, учебные модули, физическая культура и спорт, занятия на открытых пространствах, спортивное ориентирование, лыжная подготовка.

Аннотация

Постановка проблемы. Сегодня, когда в связи с эпидемией к системе обучения студентов предъявляются повышенные требования по санитарным нормам, педагогам по учебной дисциплине «Физическая культура и спорт» нужно максимально использовать открытые пространства для проведения занятий.

Наиболее распространенными на осеннем и весеннем этапах учебного года являются кроссы разной протяженности, общеразвивающие и силовые упражнения в открытых спортивных городках, в период устойчивого снежного покрова учебного года – лыжная подготовка. Такие занятия и ранее применялись в качестве отличной профилактики многих заболеваний дыхательных путей, а также вирусных инфекций. Проблема и задача для педагогов заключается в поддержании и стимулировании интереса студентов к занятиям на улице на протяжении всего учебного года, ведь только в процессе регулярных практических занятий в сочетании с полученными знаниями из области физической культуры и спорта может быть сформирована потребность в необходимой физической активности в дальнейшем. В данной ситуации гармонично дополнить учебный процесс студентов по дисциплине «Физическая культура и спорт» могут занятия спортивным ориентированием, проводимые на небольших участках местности, непосредственно примыкающих к лыжным базам.

Целью данного исследования стала разработка модульной структуры построения программы дисциплины «Физическая культура и спорт» для студентов нефизкультурного профиля при круглогодичных занятиях на улице с использованием средств спортивного ориентирования, лыжной и общей физической подготовки.

Методология исследования включает базисные положения физического воспитания студентов вузов, методические основы физического развития в студенческом возрасте при занятиях лыжной подготовкой, основы применения спортивного ориентирования в учебном процессе по физическому воспитанию, анализ и обобщение научно-исследовательских работ, посвященных практической реализации курса дисциплины «Физическая культура и спорт» в вузах.

Результаты исследования дают основание утверждать, что применение модульной структуры программы учебной дисциплины «Физическая культура и спорт» на базе двух видов спорта – лыжной подготовки и спортивного ориентирования, а также блока общей физической подготовки, обязательного во всех программах обучения по этой дисциплине, – является более эффективной формой для реализации данной учебной дисциплины. Итогом внедрения этой блоковой структуры стало повышение средней посещаемости студентами экспериментальной группы учебных занятий по физической культуре в осеннем семестре с 74,56±3,78 до 88,24±4,62, в весеннем – с 76,23±4,15 до 89,15±4,44, что составляет рост 13–14 % и является статистически достоверным (р < 0,05). Достоверно повысились также результаты силовых тестов из комплекса ГТО, чему способствовала концентрация занятий по общей физической подготовке в специально выделенном блоке, где эти упражнения выполнялись многократными повторениями с усилием не выше 30–40 % от возможного индивидуального максимума. В блоке лыжной подготовки студенты экспериментальной группы в среднем на каждом занятии смогли проходить большее расстояние – на 29 % юноши и на 32 % девушки – относительно студентов контрольной группы. Блок спортивного ориентирования осенью и весной позволяет студентам полноценно освоить соревновательное упражнение по этому виду спорта.

Заключение. Предложенная блоковая структура может быть рекомендована к внедрению в учебный процесс студентов нефизкультурного профиля в вузах, имеющих доступ к лыжным базам с лыжной трассой и небольшим лесным массивом, отображенным на спортивных картах. Это тем более актуально на фоне достаточно сложной эпидемиологической ситуации в стране, когда требование к занятиям физическими упражнениями студентов на открытом воздухе с соблюдением всех санитарных норм в процессе обучения становится практически обязательным.

Литература

1. Андреенко Т.А., Лукъянова Л.М., Попов А.П., Борисов Д.С., Тамаров И.С. Роль физической активности на открытом воздухе в повышении умственной работоспособности студентов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 11 (177). URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41495356_99685189.pdf (дата обращения: 02.10.2020).
2. Баранов В.В. Физическая культура и спорт в университетском комплексе как факторы формирования конкурентного ресурса студента // Теория и практика физической культуры. 2013. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konkurentnyy-resurs-studenta-v-usloviyah-regionalnogo-universiteta/viewer (дата обращения: 02.10.2020).
3. Близневская В.С. Оздоровительно-разви-вающая роль занятий спортивным ориентированием в студенческой среде // Вестник Томского государственного университета. 2006. № 292. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ozdorovitelno-razvivayuschaya-rol-zanyatiy-sportivnym-orientirovaniem-v-studencheskoy-srede/viewer (дата обращения: 02.10.2020).
4. Величко Т.И., Власов Г.В. Физическая подготовленность и здоровье современных студентов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2018. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskaya-podgotovlennost-i-zdorovie-sovremennyh-studentov/viewer (дата обращения: 02.10.2020).
5. Воронов Ю.С. Основы интеллектуальной подготовки в спортивном ориентировании // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 9 (163). URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_35740496_13399941.pdf (дата обращения: 02.10.2020).
6. Калганова Е.Ю. О необходимости формирования новых подходов к организации процесса обучения бакалавров по дисциплине «Физическая культура» в рамках ФГОС 3 поколения // Вестник МИТХТ. Сер.: Социально-гуманитарные науки и экология. 2014. Т. 1, № 3. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_24097128_75824258.pdf (дата обращения: 02.10.2020).
7. Ключникова Н.Н. Педагогическая технология применения спортивного ориентирования в системе физической культуры студентов военной кафедры вуза // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2007. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-tehnologiya-primeneniya-sportivnogo-orientirovaniya-v-sisteme-fizicheskoy-kultury-studentov-voennoy-kafedry-vuza/viewer (дата обращения: 02.10.2020).
8. Колобков П.А. Реализация Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года как фактор системного подхода к развитию физической культуры и спорта среди населения страны в 2010–2011 годах // Россия – спортивная держава 2011: матер. междунар. спорт. форума. М., 2011.
9. Колодезникова С.И., Тарасов А.Е., Алексеев-Стасов П.М. Проблемы и перспективы развития спортивного ориентирования в современных условиях // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 8 (174). URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_39417465_64009835.pdf (дата обращения: 02.10.2020).
10. Кочергин В.В. Спортивное ориентирование как средство воспитания физической культуры студента // Культура физическая и здоровье. 2006. № 2 (8).
11. Красавина В.Ф., Славнова М.Ю., Ушакова Т.М., Дешевых С.В., Шабан В.А. Некоторые аспекты личностно-ориентированной технологии обучения первокурсниц технике движения коньковым лыжным ходом на занятиях по физической культуре // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 6 (172). URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_38567163_31747109.pdf (дата обращения: 02.10.2020).
12. Мараховская О.В., Сафонова Ж.К. Технология обучения ходьбе на лыжах студентов общеподготовительных групп // Теория и практика физической культуры. 2010. № 8. URL: http://naukarus.com/tehnologiya-obucheniya-hodbe-na-lyzhah-studentov-obschepodgotovitelnyh-grupp (дата обращения: 02.10.2020).
13. Маслов В.Н., Кравчук А.Л. Формирование программы по физическому воспитанию для студентов вузов // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 50-2. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_25296079_77999551.pdf (дата обращения: 02.10.2020).
14. Мелихов Я.П., Фролова Е.А. Формирование здорового образа жизни посредством занятий лыжным спортом // Молодой ученый. 2017. № 21 (155). URL: https://moluch.ru/archive/155/44091/ (дата обращения: 02.10.2020).
15. Мельникова Л.В., Мельников Д.А., Захарова Е.А., Киселев В.А. Влияние занятий спортивным ориентированием на умственную работоспособность бакалавров физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2020. № 3. С. 36–38. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42595108 (дата обращения: 02.10.2020).
16. Михайловский С.П., Громов М.М., Коваленко А.И. Спортивное ориентирование в системе профессиональной подготовки студентов-геологов // Теория и практика физической культуры. 2020. № 4. С. 38–39. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42667422 (дата обращения: 02.10.2020).
17. Севастьянов В.В., Куликов И.П. Возможности использования спортивного ориентирования в учебном процессе студентов высших учебных заведений // Культура физическая и здоровье. 2014. № 4 (51).
18. Cottrell J.R., Cottrell S.P. Outdoor skills education: what are the benefits for health, learning and lifestyle? // World Leisure Journal. 2020. № 62 (3). DOI: 10.1080/16078055.2020.1798051
19. Eccles D.W., Walsh S.E., Ingledew D.K. Visual attention in orienteers at different levels of experience // Journal of Sports Sciences. 2006. № 24 (1). DOI: 10.1080/02640410400022110
20. Eccles D.W. Thinking outside of the box: The role of environmental adaptation in the acquisition of skilled and expert performance // Journal of Sports Sciences. 2006. № 24 (10). P. 1103–1114. DOI: 10.1080/02640410500432854
21. Hilland T.A., Brown T.D., Fairclough S.J. The physical education predisposition scale: Preliminary tests of reliability and validity in Australian students // Journal of Sports Sciences. 2018. № 36 (4). DOI: 10.1080/02640414.2017.1308002
22. Jourand C., Adé D., Sève C., Komar J., Thouvarecq R. Dynamics of student interactions: an empirical study of orienteering lessons in physical education // Physical Education and Sport Pedagogy. 2018. № 23 (2). DOI: 10.1080/17408989.2017.1342790
23. Mottet M., Eccles D.W., Saury J. Navigation in outdoor environments as an embodied, social, cultural, and situated experience: An empirical study of orienteering // Spatial Cognition & Computation. 2016. № 16 (3). DOI: 10.1080/13875868.2016.1166229
24. Muñoz-Nieto A., Rodríguez-Gonzálvez P., González-Aguilera D., Mancera-Taboada J. New insights into the concept of orienteering maps // The Cartographic Journal. 2013. № 50 (1). DOI: 10.1179/1743277412Y.0000000006
25. Spittle M., Byrne K. The influence of Sport Education on student motivation in physical education // Physical Education and Sport Pedagogy. 2009. № 14 (3). DOI: 10.1080/17408980801995239
Опубликован
2020-12-30
Как цитировать
V., K., & A., Z. (2020). ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ МОДУЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ» С УЧЕТОМ СЕЗОННЫХ ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 54(4), 88-98. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-54-4-245