СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ» КАК СРЕДСТВУ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация
Постановка проблемы. Занятия лыжной подготовкой физкультурно-оздоровительной направленности в РФ по природно-климатическим условиям являются доступным и распространенным среди населения видом физических упражнений. Поэтому не случайно данный вид физической нагрузки является обязательным в учебных программах вузов, а также снова включен в возрожденный и утвержденный в 2014 г.
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО. Но с развитием физкультурно-спортивной отрасли, когда значительно расширяется перечень предлагаемых населению физкультурно-оздоровительных услуг, задача педагогов по лыжному спорту заключается в первую очередь в поддержании и усилении интереса молодежи к занятиям лыжной подготовкой. Проблема педагогов по физической культуре, специа-
лизирующихся на лыжной подготовке, заключается в необходимости поиска аргументов в пользу занятий лыжами по учебной дисциплине «Физическая культура и спорт». Чтобы привлечь студентов нефизкультурных специальностей вузов к лыжной подготовке, необходимо повысить интерес и усилить мотивацию к таким занятиям.
Цель – выявление отношения студентов к занятиям лыжной подготовкой как средству формирования физической культуры в рамках учебного процесса по дисциплине «Физическая культура и спорт».
Методология исследования основывается на анализе и обобщении научно-исследовательских работ, посвященных формированию мотивации и ее основных элементов, анализе научных публикаций и образовательного опыта в области физкультурно-оздоровительной деятельности студенческой молодежи, анализе традиционной методики лыжной подготовки студентов вузов и практическом опыте педагогов, практических методах социологического исследования – анкетирования и опроса.
Результаты исследования дают основание выделить главные позитивные и негативные факторы на занятиях по лыжной подготовке студентов в рамках учебной дисциплины «Физическая культура и спорт». Их интерес сконцентрирован только на снежном этапе учебного года, предпочтение отдается равномерным аэробным нагрузкам по небольшому учебному кругу, а также занятиям на склонах лыжных трасс с многократным прохождением спусков и подъемов. Негативное отношение вызывают более глубокая специализация по совершенствованию нюансов техники лыжных ходов как на снежном, так и бесснежном этапах, а также требования к повышению интенсивности лыжных нагрузок, связанных с чрезмерным для студентов напряжением организма.
Для усиления мотивации занятиями лыжной подготовкой сформулирован перечень аргументов в пользу занятий на природе для осмысления студентами и субъективной оценки возможностей своего оздоровления и физического развития. Он эффективен при сопровождении методов убеждения и стимулирования, помогающих актуализировать потребность в соответствующих занятиях. В целях укрепления кумулятивной положительной мотивации в занятиях лыжной подготовкой была учтена степень заинтересованности в совершенствовании специфических качеств и технических элементов.
Заключение. Для того чтобы студенты не утрачивали интерес к занятиям лыжной подготовкой, чтобы у них не превалировало пассивно-созерцательное отношение к учебной дисциплине «Физическая культура и спорт», необходимо опираться на полученные результаты, обращая должное внимание на формирование личности студента и учитывая его индивидуальные качества и интересы.
Литература
2. Бондин В.И., Степанова Т.А., Белавина М.В. Мотивация к занятиям физической культурой и спортом как основа формирования культуры здоровья в студенческой среде // Теория и практика физической культуры. 2020. № 1. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42390113 (дата обращения: 03.08.2020).
3. Власов Е.А., Вайнер-Кротов А.В., Бархатова В.А. Влияние дополнительных занятий лыжным спортом на уровень здоровья студентов вузов // Актуальные проблемы сохранения и укрепления здоровья молодежи Сибирского региона: матер. междунар. науч.-практ. конф., 18–23 июня. Иркутск, 2006.
4. Гладышев А.А., Гладышева А.А., Климова Е.В. Эффективные формы занятий по физической культуре с учетом современных тенденций в организации учебной деятельности и состоянии здоровья студентов // Теория и практика физической культуры. 2018. № 7. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35290357 (дата обращения: 03.08.2020).
5. Егиазарян А.А., Именхоев А.В., Межогских С.Л., Федичкина А.О. Реализация принципа сознательности и активности по дисциплине «Физическая культура» в неспортивных вузах // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 5 (183). URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_43056199_13229653.pdf (дата обращения: 03.08.2020).
6. Ефремова Н.Г., Маврина С.Б. Изучение особенностей мотивации к процессу физического воспитания в системе высшего образования // Образование и педагогические науки в XXI веке: актуальные вопросы, достижения и инновации: матер. междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2017. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_28179403_74673440.pdf (дата обращения: 03.08.2020).
7. Изотов Е.А., Солдатова Г.В., Филатов А.О. Отношение к учебным занятиям по физической культуре студентов технических вузов // Теория и практика физической культуры. 2018. № 4. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32736644 (дата обращения: 03.08.2020).
8. Колямина Н.В. Трудности формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом у прогрессивной молодежи // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: тез. докл. 77-й Междунар. науч.-техн. конф. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2019. Т. 2.
9. Кулешова М.В., Румба О.Г., Горелов А.А. Двигательная активность как средство социализации студентов // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2016. Т. 21, № 3–4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dvigatelnaya-aktivnost-kak-sredstvo-sotsializatsii-studentov (дата обращения: 03.08.2020).
10. Лозовая Г.В. Методики изучения отношения к учебной деятельности // Психологические основы педагогической деятельности: матер. 30-й Науч. конф. СПб.: ГАФК, 2003.
11. Мелихов Я.П., Фролова Е.А. Формирование здорового образа жизни посредством занятий лыжным спортом // Молодой ученый. 2017. № 21 (155). URL: https://moluch.ru/archive/155/44091/ (дата обращения: 03.08.2020).
12. Прокопчук Ю.А., Распопова А.С., Босенко Ю.М. Изучение отношения студентов к всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу «Готов к труду и обороне» (ГТО) как фактора его эффективного внедрения // Физическая культура и спорт. Олимпийское образование: матер. междунар. науч.-практ. конф. Краснодар, 2019.
13. Розенфельд А.С., Рямова К.А. Мотивация студентов к дисциплине «физическая культура»: проблемы, возможные пути решения // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 4 (146).URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-studentov-k-distsipline-fizicheskaya-kultura-problemy-vozmozhnye-puti-resheniya (дата обращения: 03.08.2020).
14. Румянцева Н.В. Проблемы реализации всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в физическом воспитании студентов // Наука-2020. 2019. № 4 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-realizatsii-vserossiyskogo-fizkulturno-sportivnogo-kompleksa-gotov-k-trudu-i-oborone-gto-v-fizicheskom-vospitanii-studentov (дата обращения: 03.08.2020).
15. Русаков А.А., Павличенко А.В. Потребность как фактор физкультурно-оздоровительной деятельности студентов в условиях вуза // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 1 (179). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/potrebnost-kak-faktor-fizkulturno-ozdorovitelnoy-deyatelnosti-studentov-v-usloviyah-vuza (дата обращения: 03.08.2020).
16. Семенова М.А., Железнякова М.В., Щербакова Е.Е. Двигательный режим студентов в период экзаменационной сессии и напряженных умственных нагрузок // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 4 (170). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dvigatelnyy-rezhim-studentov-v-period-ekzamenatsionnoy-sessii-i-napryazhennyh-umstvennyh-nagruzok (дата обращения: 03.08.2020).
17. Федорова А.О., Каюкова Ю.С., Колямина Н.В.
Значение физической культуры и любительского спорта для студентов нефизкультурного вуза // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 12 (178). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-fizicheskoy-kultury-i-lyubitelskogo-sporta-dlya-studentov-nefizkulturnogo-vuza (дата обращения: 03.08.2020).
18. Шаталова И.Е. Педагогическая технология в физической культуре // Актуальные проблемы сохранения и укрепления здоровья молодежи Сибирского региона: матер. междунар. науч.-практ. конф., 18–23 июня. Иркутск, 2006.
19. Holloszy J.O. Biochemical adaptions to exercise: aerobic metabolism // Exercise and Sport Sciences Reviews. London, 1973. Vol. 1. P. 46–71.
20. Whipp B.J., Casaburi R. Characterizing O2 uptake response kinetics during exercise // International Journal of Sports Medicine. 1982. Vol. 3. P. 97–99.
21. Winter K. Zum Problem der sensiblen und Pritisken Plasen in der Kindheit und Studend // Medizin und Sport. 1980. № 4. P. 102–104.