ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКИ ПРИЕМА МЯЧА СВЕРХУ В ВОЛЕЙБОЛЕ У ДЕТЕЙ 12–15 ЛЕТ

  • Kanaushkin Nikolay V. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева https://orcid.org/0009-0008-1275-9598
  • Zavyalov Dmitry A. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева https://orcid.org/0009-0003-5184-1272
Ключевые слова: волейбол, верхний прием мяча, пространственная ориентировка, технические элементы волейбола.

Аннотация

Постановка проблемы. В статье анализируется техника приема мяча в современном волейболе. Качественная «доводка» мяча позволяет снизить риск нападения со стороны соперника, используя технику правильного приема, после чего можно сделать идеальный пас для нападающего, готовящегося к прямому удару.

Цель статьи – выявление применения пространственной ориентировки и повышение уровня технической подготовленности волейболистов среднего школьного возраста на тренировках.

Методология и методы исследования включают в себя анализ научно-методической литературы, беседы с тренерами и анкетный опрос детей, занимающихся волейболом, раскрывающие основные принципы техники приема мяча сверху, факторы, влияющие на эффективность приема мяча у данной возрастной группы, на выявление основных проблем и ошибок в технике приема мяча у детей 12–15 лет.

Исследование проводилось с сентября по декабрь 2023 г., в нем приняли участие волейболисты (64 %) и волейболистки (36 %) в возрасте от 12 до 15 лет. Всего 100 человек из городов России и Казахстана. В анкетировании принимали участие волейболисты возрастной категории от 12 до 15 лет.

Результаты исследования. В результате опроса среди волейболистов разных возрастных категорий (преимущественно 14 лет) были выявлены важные аспекты, требующие внимания в тренировочном процессе. Большинство участников (65 %) занимаются в группе спортивной специализации, однако у них наблюдается недостаток времени на отработку важных технических приемов, таких как прием сверху (49 %). Это говорит о необходимости уделить большее внимание приему мяча сверху. Также отмечается, что тренеры недостаточно следят за мнением игроков, что может негативно сказаться на командной атмосфере и безопасности. Наиболее часто отрабатываемыми приемами являются подача (37 %) и передача мяча (12 %). Важно обратить внимание на эти аспекты для повышения результативности тренировочного процесса.

Заключение. Полученные результаты исследования позволяют констатировать следующее. Прием мяча является ключевым элементом волейбольной игры, особенно прием мяча сверху, который считается наиболее важным для респондентов. Однако на тренировках ему уделяется недостаточное внимание. Это несоответствие может негативно сказаться на подготовке игроков. Оптимизация тренировочного процесса с учетом всех аспектов приема мяча позволит значительно повысить уровень мастерства спортсменов и их готовности к высоким требованиям игры.

Литература

1. Альтувайни А.Х., Кудрявцев М.Д. Особенности развития физических качеств на занятиях по волейболу у студентов высших учебных заведений // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-2. С. 12–15. URL: https://research.sfu-kras.ru/publications/publication/37003447 (дата обращения: 12.08.2024).
2. Ананьева И.В. Методика развития ловкости в волейболе // Аллея науки. 2022. Т. 1, № 3 (66). С. 680–684. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48661180 (дата обращения: 13.08.2024).
3. Завьялов Д.А., Канаушкин Н.В. Выявление особенностей технической подготовки волейболистов 12–15 лет // Физическое воспитание, спорт, физическая реабилитация и рекреация: проблемы и перспективы развития: матер. XI Междунар. науч.-практ. конф., Красноярск, 01 июня 2021 г. / Сибирский государственный университет науки и технологий им. акад. М.Ф. Решетнева. Красноярск, 2021. С. 240–242. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47144074 (дата обращения: 26.08.2024).
4. Завьялов Д.А., Канаушкин Н.В Повышение результативности приема мяча сверху волейболистами 12–15 лет // Оптимизация учебно-воспитательного и тренировочного процесса в учебных организациях высшего образования. Здоровый образ жизни как фактор профилактики наркомании: матер. всеросс. науч.-практ. конф., посвящ. памяти мастера спорта СССР по самбо и дзюдо, заслуженного тренера РСФСР полковника милиции Э.В. Агафонова, Красноярск, 21 мая 2022 г. / редколл.: Е.В. Панов, В.М. Дворкин. Красноярск: Сиб. юрид. ин-т Мин. внутр. дел Российской Федерации, 2022. С. 188–190. DOI: 10.51980/2022_12_188. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49381747 (дата обращения: 26.08.2024).
5. Кариев Ш.Х. Основные технические приемы волейболистов // Вестник Военного института Министерства обороны. Серия политических, военных и общественных наук. 2021. № 4 (30). С. 171–188. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47835171 (дата обращения: 14.08.2024).
6. Коробова Е.В. Волейбол как средство развития физических качеств студентов вузов // Шаг в науку: сб. ст. по матер. V науч.-практ. конф. молодых ученых (III Всероссийской), Москва, 17 декабря 2021 г. М.: Медиагруппа «ХАСК», 2022. С. 148-154. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47590367
7. Кужугет А.А., Трусей И.В., Адольф В.А. Количественная и качественная обработка данных в педагогических исследованиях сферы физической культуры, спорта и здоровья / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2022. 174 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49766427 (дата обращения: 26.08.2024).
8. Марков К.К. Техника современного волейбола / Сибирский федеральный университет. Красноярск, 2013. 247 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25511581 (дата обращения: 22.07.2024).
9. Митусова Е.Д. Технико-тактическая подготовка юных волейболистов // Место и роль физической культуры в современном обществе: матер. V Всеросс. науч.-практ. конф., Севастополь, 26–29 мая 2021 г. / Министерство науки и образования РФ, Севастопольский государственный университет. Севастополь: Интерактивные технологии, 2021. С. 153–160. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46320158
10. Новиков М.Д. Анкетирование как метод исследования // Мир современной науки. 2019. № 4 (56). С. 27–28. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42328809 (дата обращения: 27.08.2024).
11. Раренко А.А. Инструменты оценки поведения персонала в российских организациях: достоинства и недостатки // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11: Социология. 2021. № 2. С. 135–161. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46128385 (дата обращения: 27.08.2024).
12. Рузметов М.А. Методика обучения техническим действиям в волейболе студентов МИСиС // Проблемы науки. 2021. № 9 (68). С. 76–78. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47843035 (дата обращения: 29.07.2024).
13. Ajayati, T. (2017). The learning model of forearm passing in volleyball for junior high school. Journal of Education, Teaching and Learning, 2(2), 218–223. STKIP Singkawang. URL: https://www.learntechlib.org/p/209085/ (дата обращения: 21.08.2024).
14. Gregory, A., Harper, H. (2023). Volleyball. In: B. Krabak, & A. Brooks (Eds.), The Youth Athlete (pp. 953–959). Academic Press. DOI: 10.1016/B978-0-323-99992-2.00092-X
15. Mennen, T., & Janssen, I. (2022). Volleyball. In: Janssen, I., Mennen, T., van Poppel, D. (eds) Voeten en sport. Bohn Stafleu van Loghum, Houten. DOI: https://doi.org/10.1007/978-90-368-2765-2_12
16. Morbée, S., Haerens, L., Soenens, B., Thys, J., & Vansteenkiste, M. (2024). Coaching dynamics in elite volleyball: The role of a need-supportive and need-thwarting coaching style during competitive games. Psychology of Sport and Exercise, 73. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S1469029224000669 (дата обращения: 28.08.2024).
17. Zaki, H. (2019). The effect of the reciprocal method in learning reception skill for middle school students aged 15_16 years. Mustansiriyah Journal of Sports Science, 1 (3), 213–222. DOI: 10.62540/mjss.2019.01.03.25. URL: https://www.researchgate.net/publication/379657657 (дата обращения: 21.08.2024).
Опубликован
2024-12-30
Как цитировать
V., K., & A., Z. (2024). ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКИ ПРИЕМА МЯЧА СВЕРХУ В ВОЛЕЙБОЛЕ У ДЕТЕЙ 12–15 ЛЕТ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 70(4), 88-97. извлечено от https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/589