МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПРЕДМЕТА «ЭКОЛОГИЯ» В 5–9-х КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

  • Robskikh Evgeny A. Средняя общеобразовательная школа № 45 (Новосибирск)
  • Makarova Olga B. Новосибирский государственный педагогический университет
  • Galkina Elena A. КГПУ им. В.П. Астафьева
Ключевые слова: метапредметность, междисциплинарность, интегративность, экология, биология, география, методика, взаимосвязь.

Аннотация

Проблема и цель. Актуальность исследования обусловлена социальным заказом на подготовку обучающихся, способных быстро адаптироваться в меняющейся среде, применять на практике полученные знания, проявлять активность в освоении учебного материала. Всего этого можно достичь с помощью междисциплинарных учебных предметов, которые способствуют достижению метапредметных результатов, требуемых федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО). Педагогический эксперимент был направлен на апробацию и оценку эффективности применения данной методики. Цель статьи – разработать методику реализации междисциплинарного предмета «Экология» в 5–9-х классах и экспериментально подтвердить ее высокую результативность.

Методология исследования основывается на анализе и обобщении нормативно-правовых документов в сфере основного общего образования, научных работ зарубежных и отечественных ученых, опыта обучения экологии в 5–9-х классах.

Результаты. Разработан и апробирован междисциплинарный учебный предмет для 5–9-х классов «Экология», проанализированы показатели качественной и количественной успеваемости обучающихся до и после изучения курса.

Заключение. Междисциплинарный учебный предмет «Экология» для 5–9-х классов включает в себя элементы методики междисциплинарного обучения Н.Б. Шумаковой и следующие интегрированные понятия: система, наука, сила, адаптация и взаимосвязь. Научная новизна исследования охватывает область междисциплинарного взаимодействия в общеобразовательной организации, которая позволяет достигнуть метапредметных образовательных результатов, повысить качественные показатели успеваемости.

Литература

1. Макарова О.Б., Иашвили М.В. Педагогическая интеграция и метапредметный подход в естественно-научном образовании // Философия образования. 2020. Т. 20, № 2. С. 205−216. DOI: 10.15372/PHE20200214
2. Раевская Е.А. Метапредметные аспекты деятельности куратора в контексте непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2018. Вып. 1 (21). С. 1–8. DOI: 10.15393/j5.art.2019.5148
3. Тарасова С.А. Реализация принципа метапредметности на уроках естественно-научных дисциплин // Студенческий вестник. 2020. № 2-1 (100). С. 48−49.
4. Тютюник Н. Личностно-ориентированное обучение и метапредметность: аспекты и проблемы // Norwegian Journal of Development of the International Science. 2021. № 54-4. С. 25−26. DOI: 10.24412/3453-9875-2021-54-4-25-26
5. Хуторской А.В. Методика проектирования и организации метапредметной образовательной деятельности учащихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 2. С. 7−23. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_35328622_74861581.pdf (дата обращения: 12.04.2021).
6. Хуторской А.В. Нынешние стандарты нужно менять, наполнять их метапредметным содержанием образования // Народное образование. 2012. № 4. С. 36−48. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_17717679_20740182.pdf (дата обращения: 12.04.2021).
7. Albert M., Rowland P., Friesen F. et al. Interdisciplinarity in medical education research: myth and reality // Adv in Health Sci Educ. 2020. Vol. 25. P. 1243−1253. DOI: 10.1007/s10459-020-09977-8
8. Andreev V.V., Gorbunov V.I., Evdokimova O.K., Rimondi G. Transdisciplinary approach to improving study motivation among university students of engineering specialties // Education and Self-Development. 2020. Vol. 15 (1). P. 21−37. DOI: 10.26907/esd15.1.03
9. Ashby I., Exter M. Designing for interdisciplinarity in higher education: Considerations for Instructional Designers // TechTrends. 2019. Vol. 63. P. 202−208. DOI: 10.1007/s11528-018-0352-z
10. Branigan H.E., Donaldson D.I. Learning from learning logs: A case study of metacognition in the primary school classroom // British Educational Research Journal. 2019. Vol. 45, No. 4. P. 791−820. DOI: 10.1002/berj.3526
11. Galazhinsky E.V., Klochko V.Y. Contemporary cognitive science: the transdisciplinary approach and the problem of consciousness // Psychology in Russia: State of the Art. 2013. Vol. 6 (4). P. 24−33. DOI: 10.11621/pir.2013.0402
12. Jurgena I., Cedere D., Keviša I. The prospects of transdisciplinary approach to promote learners’ cognitive interest in natural science for sustainable development // Journal of Teacher Education for Sustainability. 2018. Vol. 20 (1). P. 5−19. DOI: 10.2478/jtes-2018-0001
13. Kahan J. P. Educating researchers in the metadiscipline of foresight // Foresight. 2020. Vol. 22, No. 5/6. P. 703−715. DOI: 10.1108/FS-03-2020-0022
14. Konradi S. The transdisciplinary approach in education // Astra Salvensis. 2019. Vol. 7 (2). P. 113−129. URL: https://www.ceeol.com/search/article-detail?id=797797 (дата обращения: 12.04.2021).
15. MacLeod M., Nagatsu M. What does interdisciplinarity look like in practice: Mapping interdisciplinarity and its limits in the environmental sciences // Studies in History and Philosophy of Science Part A. 2018. Vol. 67. P. 74−84. DOI: 10.1016/j.shpsa.2018.01.001/
16. MacLeod M. What makes interdisciplinarity difficult? Some consequences of domain specificity in interdisciplinary practice // Synthese. 2018. Vol. 195. P. 697−720. DOI: 10.1007/s11229-016-1236-4
17. Mokiy V. International standard of transdisciplinary education and transdisciplinary competence // Informing Science. 2019. Vol. 22. P. 44−80. DOI: 10.28945/4480
18. Pante M.D. Interdisciplinarity from below // Kritika Kultura. 2019−2020. Vol. 33−34. P. 338−357. DOI: 10.13185/KK2020.03317
19. Papaleontiou-Louca E. The concept and instruction of metacognition // Teacher Development. 2003. Vol. 7 (1). P. 9−30. DOI: 10.1080/13664530300200184
20. Rimondi G., Veronese M. Defining the dialogue between sciences: a view on transdisciplinary perspective in the human sciences // Informing Science. 2018. Vol. 21. P. 255−268. DOI: 10.28945/4115
21. Santaolalla E., Urosa B., Martín O., Verde A., Díaz T. Interdisciplinarity in teacher education: Evaluation of the effectiveness of an educational innovation project // Sustainability. 2020. Vol. 12. P. 48−67. DOI: 10.3390/su12176748
22. Utiuzh I., Spytsia N., Sinitsyna A., Pavlenko N. Scientific and educational technologies in human capital formation // Wisdom. 2020. Vol. 14 (1). P. 112−120. DOI: 10.24234/wisdom.v14i1.315
23. Wilson T.E. Social work stories: situated views and larger visions in disciplinary scholarship and education // Social Work Education. 2020. Vol. 39 (5). P. 572−583. DOI: 10.1080/02615479.2019.1703930
Опубликован
2021-06-30
Как цитировать
A., R., B., M., & A., G. (2021). МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПРЕДМЕТА «ЭКОЛОГИЯ» В 5–9-х КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 56(2), 63-71. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-56-2-272