ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЛЕТНИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ

  • GALKINA Elena A. КГПУ им. В.П. Астафьева
  • MAKAROVA Olga B. Новосибирский государственный педагогический университет
  • ZEMLYAKOVA Vikroria B. Новосибирский государственный педагогический университет
  • MARINA Antonina V. Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
Ключевые слова: летний оздоровительный лагерь, эколого-биологическая направленность, исследовательская деятельность учащихся, особенности деятельности педагога.

Аннотация

Проблема и цель. В статье анализируется и формулируется проблема организации деятельности школьников в области дополнительного биологического образования. Цель статьи – выявить и обосновать методические особенности организации дополнительного биологического образования в летних оздоровительных лагерях.

Методологию исследования охватывают нор-мативно-правовые документы в области дополнительного образования, анализ и обобщение научно-исследовательских работ отечественных ученых, передовой и массовый опыт работы учителей биологии.

Результаты. Выявлены виды и типы летних оздоровительных лагерей, длительность пребывания детей в них. Проанализирована и обобщена структура и направленность деятельности в оздоровительном лагере. Определена специфика содержания работы педагогов в области эколого-биологической направленности образовательных программ лагеря. Приведены примеры рекомендуемых способов организации профильных оздоровительных лагерей эколого-биологической направленности.

Заключение. Оздоровительный лагерь эколого-биологической направленности способствует формированию социально значимой, патриотической позиции обучающихся, позволяет им приобретать новые знания о растениях и животных, практические навыки исследовательской и проектной деятельности, реализовывать творческие способности и развивать индивидуальные качества личности.

Литература

1. Александров Д.А., Тенишева К.А., Савельева С.С. Связь внеклассных занятий с учебными успехами и самооценкой подростков // Вопросы образования. 2017. № 4. С. 217–241.
2. Борисова Д.А. Краснорядцева О.М. Актуализация творческих потенций подростков и молодежи в условиях дополнительного образования: сетевой ресурс // Вестник НГПУ. 2016. № 5. С. 24–33.
3. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2005. С. 7–9.
4. Некипелова О.А., Киселева Н.Ю. Возникновение и развитие экологических лагерей –закономерный результат трансформации российской системы экологического образования // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2017. № 7. С. 281–289.
5. Олейник У.В., Испулова С.Н., Безенкова Т.А. Социальное проектирование в культурно-досуговой деятельности подростков в учреждениях дополнительного образования // Перспективы науки и образования. 2019. № 4 (40). С. 215–224.
6. Прошунина А.В. Детский отдых в России. История и перспективы развития // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16, № 24. С. 4487–4494.
7. Решетина Т.К., Марина А.В., Бусарова Н.В., Напалков С.В. Создание и использование электронного образовательного портала при изучении биологии // Биология в школе. 2020. № 4. С. 36–39.
8. Рябченко А.М., Иванченко В.Н. Настольная книга директора учреждения дополнительного образования детей. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. 352 с.
9. Смолеусова Т.В. Концепция личностно-ориентированного образования на основе проявления личности // Вестник НГПУ. 2016. № 6 (34). С. 7–16.
10. Соколова Н.А. Педагогика дополнительного образования детей: учеб. пособие для студ. пед. вузов. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. 224 с.
11. Софронов Р.П., Товарищева Ф.Д. Воспитание экологической культуры у учащихся в условиях летнего экологического лагеря // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2017. № 4 (32). 7 с. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-ekologicheskoy-kultury-u-uchaschihsya-v-usloviyah-letnego-ekologicheskogo-lagerya (дата обращения: 10.07. 2020).
12. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. М.: АСТ. 2014. 736 с.
13. Тютюнникова Т.А. Сущностные характеристики дополнительного образования детей в летний период (в 1917–2009 гг.) // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 1. С. 121–126.
14. Устойчивое развитие в учебных программах средних школ / А. Мруз, И. Оцеткевич, Л. Томчик, К. Вапотек-Щчаньска, Д. Ротт // Вопросы образования. 2020. № 1. С. 182–204.
15. Хромова О.В., Яковлева Т.А., Багинская Т.П. Модель организации профильно-ориенти-рованной исследовательской деятельности старшеклассников на основе проективного подхода // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017. № 4 (42). С. 22–33.
16. Царев Н.П. Организация жизнедеятельности временного детского коллектива в летнем оздоровительном лагере: метод. пособие. СПб.: ЛОИРО, 2013, 91 с.
17. Шамьюнов Р.Я. Формирование культуры здорового образа жизни воспитанников в учреждении дополнительного образования детей // Образование и саморазвитие. 2008. № 3 (9). С. 136–141.
18. Янченко И.А. Программа профильного областного экологического лагеря на базе оздоровительного лагеря // МАСТЕР-КЛАСС. М., 2015. № 3. С. 60−63.
19. Papkova N.E., Bagrova N.V. Сhildren,s camp as an educational and career-oriented resource // Contemporary Problems of Social Work. 2017. Vol. 3, № 4 (12). P. 132–141.
Опубликован
2020-10-30
Как цитировать
A., G., B., M., B., Z., & V., M. (2020). ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЛЕТНИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 53(3), 19-26. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-53-3-217