МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ

  • GALKINA Elena A. КГПУ им. В.П. Астафьева
  • SERGA Olga N. КГПУ им. В.П. Астафьева
  • MAKAROVA OLGA B. Новосибирский государственный педагогический университет
  • MARINA Antonina V. Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
Ключевые слова: старшеклассники, естественнонаучные дисциплины, проектная деятельность, этапы, методика организации, учебные проекты, типы проектов, презентация, эксперимент, результативность.

Аннотация

Проблема и цель. В статье выделена проблема организации проектной деятельности старшеклассников при обучении естественнонаучным дисциплинам. Цель статьи – разработать методику организации проектной деятельности старшеклассников при обучении естественнонаучным дисциплинам и экспериментально подтвердить ее результативность.

Методологию исследования составляют нормативно-правовые документы в сфере общего образования, анализ и обобщение научно-исследовательских работ отечественных и зарубежных ученых, передовой и массовый опыт работы учителей биологии, химии и физики.

Результаты. Определены типы учебных проектов, этапы проектной деятельности учителя и старшеклассников при обучении естественнонаучным дисциплинам. Проанализирована и обобщена структура урока-проекта. Выявлена специфика тематики и презентации учебных проектов. Проверена результативность рекомендуемых способов организации проектной деятельности старшеклассников в области естественнонаучного образования.

Заключение. Проектная деятельность старшеклассников при обучении естественнонаучным дисциплинам способствует формированию их социально значимой позиции, позволяет им создавать образовательные продукты, приобретать навыки планирования и организации собственной деятельности, что в конечном итоге реализует их творческие способности и развивает индивидуальные качества личности.

Эффективность организации проектной деятельности старшеклассников в области естественнонаучного образования доказана представленными результатами успеваемости, сформированности естественнонаучного мышления и проявления интереса к учебной деятельности.

Литература

1. Агафонова М.А. Метод проектов // Вопросы интернет-образования. 2016. № 35. С. 17–27.
2. Боброва Н.Г. Виды учебно-познавательной деятельности в обучении биологии: дидактическая и методическая характеристика // Самарский научный вестник. 2014. № 2. С. 11–15.
3. Воловоденко А.С. Проектирование содержания мультимедийных дидактических средств самостоятельной учебной деятельности старшеклассников в профильной школе // Известия Российского государственного университета им. А.И. Герцена: психолого-педагогические науки. 2016. № 94. С. 73–75.
4. Галкина Е.А., Марина А.В., Макарова О.Б. Новые подходы в методической подготовке студентов-биологов к работе в условиях перехода на ФГОС основного общего образования // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 3 (33). С. 48–52. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24306074 .
5. Голикова Т.В., Галкина Е.А. Современные технологии обучения биологии: учеб. пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2015. 285 с
6. Киркина Е.Э. Развитие проектной культуры учащихся как реализация компетентностного подхода в современной школе // Российский научный журнал. 2011. № 2. С. 18–20.
7. Комиссарова О.В. Организация проектной деятельности школьников на уроках биологии и во внеурочное время // Старт в науке. 2017. № 3. С. 156–158.
8. Кравцова Е.Ю. Актуальность развития исследовательской деятельности учащихся в условиях современной школы // В мире научных открытий. 2017. № 3. С. 31–49.
9. Петунин О.В. Метапредметные умения школьников // Народное образование. 2016. № 7. С. 164–169.
10. Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса // Школьные технологии. 2015. № 6. С. 43–47.
11. Попова О.Н. Учебный проект как творческий продукт // Учительский портал. 2013. С. 89–93.
12. Серга О.Н., Галкина Е.А. Развитие мотивации к обучению старшеклассников в рамках проектной деятельности (на примере предметной области «Естественные науки») // Современные подходы к работе с высокомотивированными старшеклассниками: матер. V Всерос. науч.-практ. конф. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2016. С. 128–132.
13. Симоненкова Т.Д. Проектная деятельность учащихся // Завуч. Управление современной школой. 2017. № 8. С. 34–37.
14. Смирнова Н.З., Галкина Е.А. Исследовательская деятельность школьников в окружающей среде / Краснояр. гос. пед. ун-т им.В.П. Астафьева. Красноярск, 2014. 199 с.
15. Larmer J., Mergendoller J., Boss S. Setting the Standard for Project Based Learning: A Proven Approach to Rigorous Classroom Instruction. USA: Alexandria, VA: ASCD, 2015. 258 p.
16. Moursund D. Project-Based Learning Using Information Technology. Eugene, OR: International Society for Technology in Education, 2003. 152 p.
Опубликован
2019-06-30
Как цитировать
A., G., N., S., B., M., & V., M. (2019). МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 48(2), 17-25. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-48-2-116