ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНО-МЕТОДИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО МОДУЛЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Ключевые слова: модуль, образовательный результат, метод обучения, средства оценивания, студент, учитель, учебная дисциплина.

Аннотация

Проблема и цель. На основе анализа ФГОС ВО по направлению подготовки Педагогическое образование и профессионального стандарта «Педагог» выявлена проблема несоответствия заявленных компетенций ФГОС ВО и трудовых функций, описанных в профессиональном стандарте «Педагог». В связи с этим мы спроектировали предметно-методический модуль, освоение содержания которого призвано разрешить указанную проблему посредством формирования образовательного результата студента, соотнесенного с трудовыми функциями педагога.

Цель статьи – выявить особенности построения предметно-методического учебного модуля для студентов направления подготовки Педагогическое образование, направленность (профиль) образовательной программы Физическая культура; выделить компетенции и соотнести их с трудовыми функциями для объединения в образовательный результат.

Методологию исследования составляют анализ и обобщение работ зарубежных и отечественных исследователей, нормативно-правовых документов в сфере высшего образования. В основе исследования лежат идеи гуманистического направления в образовании и проектной деятельности, личности как субъекта саморазвития.

Результаты. Исходя из системно-деятельностного, личностно ориентированного и компетентностного подходов сформулированы основные требования для вовлечения студентов в различные виды учебной и учебно-исследовательской деятельности по решению метапредметных задач. Предложен способ проектирования учебного модуля, удовлетворяю-щего этим требованиям. Выделены формы, методы обучения и средства оценивания в рамках модуля.

Заключение. Предложенный в статье способ проектирования учебного модуля основан на моделировании учебной деятельности практико-ориентиро-ванной исследовательской направленности, преемственности учебных дисциплин, входящих в модуль, использовании дидактического потенциала данных учебных дисциплин, обеспечивающих формирование знаний, умений, навыков и компетенций студентов. Итогом реализации спроектированного модуля становятся требуемые образовательные результаты.

Литература

1. Адольф В.А., Ситничук С.С. Влияние педагогической интернатуры на формирование готовности педагогов-бакалавров к профес-сиональной деятельности // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 2. С. 72–78. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34907330 (дата обращения: 04.08.2020).
2. Адольф В.А. Компетенция и квалификация, их взаимосвязь: методологический аспект // Методология профессионального образования: сб. науч. ст. Междунар. науч.-практ. конф. М., 2018. С. 8–14. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35568015 (дата обращения: 01.10.2020).
3. Адольф В.А., Степанова И.Ю. Поиск педагогического знания в междисциплинарных научных исследованиях // Педагогика. 2018. № 9. С. 12–18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35654939 (дата обращения: 09.09.2020).
4. Азарова Е.С. Организация образовательного процесса с использованием дистанционных технологий обучения при реализации профессиональных модулей основных образовательных программ // Актуальные вопросы современной психологии и педагогики: сб. докл. XXII Междунар. науч. конф. / отв. ред. А.В. Горбенко. 2015. С. 30–34. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23848256 (дата обращения: 02.10.2020).
5. Виноградов В.А. Универсальные учебные действия у старшеклассников на уроках физической культуры // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. 2018. № 1. С. 22–25. URL: https:// https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35033099 (дата обращения: 05.10.2020).
6. Выборнов В.Ю., Сатарина Г.Г. Сетевой модуль – основа реализации сетевых образовательных программ // Образовательная панорама. 2019. № 2 (12). С. 21–26. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42469281 (дата обращения: 25.08.2020).
7. Матвеев А.П., Зюрин Э.А., Петрук Е.Н. Образовательный модуль «общая физическая подготовка» в структурной организации содержания учебной дисциплины «физическая культура» // Вестник спортивной науки. 2019. № 1. С. 71–74. URL: https:// https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37634307 (дата обращения: 01.10.2020).
8. Муллер О.Ю., Рассказов Ф.Д., Ротова Н.А., Основные направления адаптационных образовательных модулей в адаптированной образовательной программе высшего образования // Север России: стратегии и перспективы развития: матер. II Всерос. науч.-практ. конф. 2016. С. 91–94. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29720863 (дата обращения: 29.07.2020).
9. Огороднова О.В., Кукуев Е.А. Модель образовательного модуля индивидуальной образовательной траектории студента университета // Письма в Эмиссия. Офлайн. 2018. № 9. С. 2651. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36776772 (дата обращения: 14.08.2020).
10. Павлова Т.Б., Яковлева О.В., Устюгова Т.А. Развитие медиакомпетентности будущих педагогов: роль и место в интеллектуальных технологий // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2019. Т. 15, № 2. С. 488–498. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41244518 (дата обращения: 17.09.2020).
11. Салимуллина Е.В. Мотивация студентов к профессиональной деятельности в процессе освоения учебного модуля «феномен образовательной деятельности» // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67–3. С. 170–172. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42963965 (дата обращения: 09.09.2020).
12. Ситничук С.С. Обеспечение готовности будущих бакалавров-педагогов к работе с детьми-сиротами // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 3 (37). С. 101–105. URL: http://www.kspu.ru/upload/documents/2016/10/25/cc0114cdb017 (дата обращения: 22.10.2019).
13. Степанова И.Ю., Адольф В.А. Конструирование содержания педагогического образования на основе профессиональных задач // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017. № 2. С. 110–114. URL: http://www.kspu.ru/upload/documents/2017/06/28/35ec28 (дата обращения: 14.09.2020).
14. Шкерина Л.В., Шкерина Т.А. Дидактический потенциал междисциплинарных учебных модулей в формировании профессиональных компетенций будущих магистров-педагогов // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2019. № 1 (47). С. 72–79. URL: http://www.kspu.ru/upload/documents/2019/03/27/d57381 (дата обращения: 06.09.2020).
15. Adolf V.A., Stepanova I.Yu., Styugin A.A., Styugina A.A., Turanova L.M. Professional self-identification of student in the context of transformation of professions of the future // Journal of Critical Reviews. 2020. Vol. 7, № 9. P. 1792–1802. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43985343 (дата обращения: 05.09.2020).
16. Chen P. Physical activity? Physical fitness? And body mass index in the Chinese child and adolescent populations: an update from the 2016 physical activity and fitness in China-the youth study // Journal of Sport and Health Science. 2017. Vol. 6, № 4. P. 381–383. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35937000 (дата обращения: 14.08.2020).
17. Solís M.N., Estepa P.M. Egalitarian interactive group dialogue for children in at-risk school contexts // Learning, Culture and Social Interaction. 2021. No. 28. P. 100–456. DOI: 10.1016/j.lcsi.2020.100456
18. Tadesse A., Eskelä-Haapanen S., Posti-Ahokas H., Lehesvuori S. Eritrean teachers’ perceptions of learner-centred interactive pedagogy // Learning, Culture and Social Interaction. 2020. № 28. P. 100–451. DOI: 10.1016/j.lcsi.2020.100451
19. Tiba C., Condy J.L. Identifying factors influencing pre-service teacher readiness to use technology during professional practice // International Journal of Information and Communication Technology Education. 2020. № 17 (2). P. 12–24. DOI: 10.4018/ijicte.20210401.oa2
Опубликован
2020-12-30
Как цитировать
A., A., S., S., & I., C. (2020). ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНО-МЕТОДИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО МОДУЛЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 54(4), 29-38. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-54-4-239

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)