ЛИЧНОСТНОЕ САМОСТАНОВЛЕНИЕ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ

  • Todysheva Tatyana Yu. КГПУ им. В.П. Астафьева
Ключевые слова: самостановление, личность, студенты, саморегуляция, копинг-стратегии, психологические особенности, саморазвитие, ведущая потребность, ценности, смысл.

Аннотация

Проблема. Статья посвящена исследованию проблемы личностного самостановления будущих психологов. Для достижения успешности в профессиональной деятельности будущим психологам очень важно знать и оценивать личные ресурсы, ориентируясь на особенности личностного самостановления, чтобы, получая жизненный опыт, гармонично приближаться к оптимальным состояниям, гибко приобретать новые формы в процессе развития в период юношества, где сам процесс самостановления преображается в яркое и интенсивное действо, когда наступает гражданская зрелость и меняются социальные роли. Изменение социальных ролей, как правило, происходит гетерохронно, одни роли усваиваются раньше, другие позже, поэтому оценка личностью своих ресурсов зачастую проходит некорректно. Отмеченная специфика личностного самостановления в юношестве ставит вопрос о необходимости анализа личностного самостановления будущих психологов и описания ее типологических особенностей для формирования и развития профессиональных компетенций.

Цель статьи – представление результатов исследования об особенностях личностного самостановления будущих психологов.

Методология исследования основана на материалах научно-исследовательских работ отечественных и зарубежных ученых по проблеме личностного самостановления. В качестве диагностических инструментов были использованы: методика «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index, LSI), копинг-тест Лазаруса, тест «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова), тест «Смысложизненные ориентации» (Д.А. Леонтьева) (далее – СЖО), тест мотивации на достижение успеха Т. Элерса. При анализе эмпирических материалов применялся кластерный анализ (метод одиночной связи).

Результаты. Выделены значимые различия особенностей личностного самостановления у студентов с различными уровнями по общему показателю осмысленности жизни. У студентов с низким уровнем СЖО отмечена тенденция использования механизма защит «реактивное образование» и «замещение». Выявлено, что в группах студентов с высоким уровнем СЖО к 4-му курсу возрастает общая напряженность психологических защит. Установлено, что у студентов со средним уровнем СЖО процесс личностного самостановления характеризуется слабой связью психологических защит и копинг-стратегий. Отмечено, что на всех курсах будущие психологи с различными уровнями СЖО редко используют механизм защиты «отрицание».

Заключение. Сделаны выводы, что результаты исследования свидетельствуют о необходимости развития технологий по работе с психологическими защитами в образовательном процессе будущих психологов.

Литература

1. Аскарова Г.Б., Сабекия Р.Б. Самость человека и этапы его самостановления // Экономика и социум. 2015. № 1-1 (14). С. 186–189. URL: https://readera.org/read/140110616
2. Букловский С.Г. Диссоциированная личность в модусе самостановления (психоаналитический аспект) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. Т. 11, № 4 (4). С. 920–924.
3. Буслаева Е.Л. Смысложизненные ориентации современных студентов // Психологические проблемы смысла жизни и акме: электр. сб. матер. XXIII Междунар. симпозиума. ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2018. С. 309–311. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35270151
4. Голованова Н.Ф., Дерманова И.Б. Два проявления саморазвития личности: психолого-педаго-гический взгляд // Вестник Удмурского университета. Ижевск: Изд-во: УГУ. 2017. № 4, т. 27. С. 443–450. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dva-proyavleniya
5. Голышева З.В. Динамика смысложизненных ориентаций (лонгитюдное исследование) // Психологические проблемы смысла жизни и акме: матер. XIV симпозиума. М.: ПИ РАО, 2009. С. 120–124. URL: https://www.pirao.ru/images/labs/gporl/XIV-simpozium.pdf
6. Дегтярева Г.И. Профессиональное саморазвитие // ЭНИГМА. 2020. № 27-3. С. 71–77. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44263637
7. Дубровская Е.А. Понятие личности и ее самореализация в гуманистической психологии // Диспут плюс. 2014. № 9–10 (29). С. 54–59. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23143293
8. Дьячук А.А., Бочарова Ю.Ю., Климацкая Л.Г., Шпаков А.И. Особенности совладающего поведения студентов с различной академической успешностью // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2022. № 2 (60). С. 132–150. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48710517
9. Знаков В.В. Психология понимания мира человека. М.: Ин-т психологии РАН, 2016.
10. Косикова Л.В., Кондакова И.М. Особенности самореализации в юношеском возрасте // Современные тенденции развития науки и технологии. Ртосв на/Д: Изд-во Южного федерального ун-та, 2016. № 11-13. С. 72–74. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27676388
11. Лайпанова Ф.Х. Самостановление личности в культуре. Карачаевск: КЧГУ, 2005. 174 с.
12. Лебедев А.Н. Мотивация и психологические механизмы саморазвития личности // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии. Результаты и перспективы развития / отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН. 2017. С. 751–757. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30669958
13. Лэнгле А. Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности. М.: Генезис, 2009. 70 с.
14. Романова Л.М. Саморазвитие и самообразование личности студента // Personal development: psychological foundations and social conditions: materials of the V International scientific conference. Изд-во: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2018. С. 22–25. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32744423
15. Селезнева Е.В. Грани самосуществления: от самоотношения к самореализации: монография: М.; Берлин: Директо-Медиа, 2015. 404 с.
URL: https://pps.ranepa.ru/Publication2/2015/d2d7bbbc (дата обращения: 12.04.2018).
16. Слободчиков В.И. Проблемы развития и воспитания личности в студенческом возрасте // Социальное воспитание. 2017. № 2. С. 4–9. URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/301056
17. Стрелец Ю.Ш. Смысл жизни человека: от истории к вечности. Оренбург: Изд-во Оренбур. гос. ун-та, 2009. 540 с. URL: http://elib.osu.ru/bitstream/123456789/11340/1/3932_20131119.pdf
18. Тодышева Т.Ю. Одиночество в период ранней взрослости: матер. междунар. психол.-пед. чтений памяти Л.В. Яблоковой. Сер.: Современное психолого-педагогическое образование / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2020. С. 42–45. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44606446
19. Фоминых Е.С. Взаимосвязь самоэффективности и жизненной позиции молодежи // Вектор науки ТГУ. 2020. № 2 (41). С. 55–59. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43076457
20. Akishina E.M., Olesina E.P., Mazanov A.I. Influence of competitive activity on the development of self-realization among adolescents // International Journal of Evaluation and Research in Education. 2022. Vol. 11, No 2. P. 927–935. DOI: 10.11591/ijere.v11i2.22361.
URL: https://ijere.iaescore.com/index.php/IJERE/article/view/22361
21. Borokhovski E., Obukhova Yu.V. Emotional intelligence contributes to the feeling of self-realization: A case of Russian young adults // Russian Psychological Journal. 2021. Vol. 18, No 3. P. 54–69. DOI: 10.21702/rpj.2021.3.4
22. Fedorova M.A., Tsyguleva M.V., Tsoupikova H.V., Efimenko I.N. Providing professional self-realization for technical university students when teaching the humanities // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2019. Vol. 907. P. 23–30. DOI: 10.1007/978-3-030-11473-2_3
23. Glavinska O.D., Ovdiyenko I.M., Brukhovetska O.V. et al. Professional self-realization as a factor in the psychological well-being of specialists of caring professions // Journal of Intellectual Disability – Diagnosis and Treatment. 2020. Vol. 8, No 3. P. 548–559. DOI: 10.6000/2292-2598.2020.08.03.32
URL: https://www.academia.edu/68800481/Professional
24. Kudinov S.I., Kudinov S.S., Mikhailova O.B. et al. Different self-attitude indicators in students and their self-realization in a university // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. 2020. Vol. 8, No 3. P. 47–59. DOI: 10.23947/2334-8496-2020-8-3-47-59.
URL: https://www.semanticscholar.org/paper/Different
25. Odinokaya M., Krepkaia T., Sheredekina O., Bernavskaya M. The culture of professional self-realization as a fundamental factor of students’ internet communication in the modern educational environment of higher education // Education Sciences. 2019. Vol. 9, No 3. P. 187. DOI: 10.3390/educsci9030187.
URL: https://www.semanticscholar.org/paper/The-Culture
Опубликован
2022-12-30
Как цитировать
Yu., T. (2022). ЛИЧНОСТНОЕ САМОСТАНОВЛЕНИЕ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 62(4), 87-100. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2022-62-4-371