ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
Аннотация
Проблема. Статья посвящена исследованию проблемы саморазвития молодежи в период студенчества. Показано, что в новых реалиях современного общества, переживающего смену социальных ориентиров, саморазвитие является одним из ведущих факторов становления личности. Центральный вопрос работы затрагивает особенности саморазвития личности студентов гуманитарных направлений. Отмечено, что понимание психологических особенностей саморазвития необходимо для формирования профессиональных компетенций и достижения высокого профессионального уровня. Однако современных исследований, посвященных вопросам саморазвития личности студентов гуманитарных направлений, недостаточно, что создает определенные сложности при проведении педагогического процесса в вузах, затрудняет создание образовательных технологий.
Цель статьи – представление результатов исследования психологических особенностей саморазвития личности студентов гуманитарных направлений.
Методологию исследования составляют научно-исследовательские работы отечественных и зарубежных ученых по проблемам саморазвития. При исследовании саморазвития базовой теорией является рассмотрение саморазвития личности как интегративного образования. Исследование проводилось с помощью теста «Смысложизненные ориентации» Д. Крамбо и Л. Махолика, методики многофакторного исследования личности Р. Кеттелла и теста Г. Айзенка, «Диагностики мотивации достижений (А. Мехрабиан), «Локуса контроля» (Дж. Роттер), опросника диспозиционного оптимизма (ТДО) (в адаптации Т.О. Гордеевой), диагностики уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности (Л.Н. Бережнова), опроса. При обобщении и анализе эмпирических материалов использовались математические методы статистической обработки данных: метод ранговых корреляций Спирмена, факторный анализ с варимакс-вращением.
Результаты. На основе теоретического анализа научной литературы по проблеме саморазвития рассмотрены основные взгляды на саморазвитие, возможные структуры и механизмы саморазвития. Отмечено, что у студентов гуманитарных направлений саморазвитие достаточно тесно коррелирует с самооценкой и работой с жизненными целями, причем в пространстве смысложизненных ориентаций зачастую преобладают дезинтегративные взгляды.
Заключение. Автор приходит к выводу, что использование результатов данного исследования при разработке и реализации образовательных технологий студентов гуманитарных направлений позволяет оптимизировать процесс становления профессиональных компетенций.
Литература
2. Баскакова Н.И., Ривера А.И. Психологическая сущность и структура саморазвития // ПАЁМНОМАИ ФАРХАНГ. Душанбе: Изд-во Науч.-исследов. ин-та культуры и информации Министерства культуры Республики Таджикистан. 2016. № 4 (36). С. 90–93. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28391418 (дата обращения: 15.04.2019).
3. Блинова В.Л., Лопухова О.Г., Шишова Е.О. Особенности психологических защит при разном уровне готовности личности к саморазвитию // Современные проблемы науки и образования. Пенза: Издательский Дом «Академия Естествознания». 2015. № 1–1. С. 332–341. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18895 (дата обращения: 02.04.2019).
4. Буракевич Ф.М., Кашникова К.А. Проблемы выбора профессии современной молодежи // Бюллетень медицинских интернет-конференций. Саратов: Наука и инновации, 2017. № 1. С. 143-144. URL: https://medconfer.com/node/11688 (дата обращения: 15.04.2019).
5. Власова О.И., Костина Н.Б. Молодежные поколенческие группы современной России: ориентация на рабочие профессии: монография. Екатеринбург, 2015. 166 с. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/42064236.pdf (дата обращения: 04.11.2018).
6. Волков Б.С. Психология юности и молодости. М.: Академический Проект: Трикста, 2006. 256 с. URL: https://alleng.org/d/psy/psy080.htm (дата обращения: 17.04.2019).
7. Голованова Н.Ф., Дерманова И.Б. Два проявления саморазвития личности: психолого-педагогический взгляд // Вестник Удмурского университета. 2017. № 4, т. 27. С. 443–450. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dva-proyavleniya-samorazvitiya-lichnosti-psihologo-pedagogicheskiy-vzglyad (дата обращения: 19.06.2019).
8. Деркач А.А., Сайко Э.В. Самореализация как структурообразующий конструкт и процесс в онтогенезе (теоретико-методологическое обоснование) // Мир психологии. 2009. № 2 (58). С. 222–234. URL: http://lib.mgppu.ru/opacunicode/app/webroot/index.php?url=/notices/index/IdNotice:72598/Source:default (дата обращения: 05.04.2019).
9. Лебедев А.Н. Мотивация и психологические механизмы саморазвития личности // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии. Результаты и перспективы развития / отв. ред. А.Л. Журавлёв, В.А. Кольцова. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН. 2017. С. 751–757. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30669958 (дата обращения: 10.07.2019).
10. Мальцева О.Е. Учебная мотивация студентов с различным уровнем профессиональной направленности // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: матер. VII Междунар. науч.-практ. конф. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2015. С. 229–231. URL: http://yspu.org/images/e/ed/%D0%A1%D0%B8%D1%81%D1%
82%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B7_2015_
%D0%A7%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C_1._
%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%
BB%D0%B5%D0%BD%D0%BE.pdf.pdf (дата обращения: 08.02.2019).
11. Петухова Л.П., Елисеева Е.В., Мезенцева И.А., Серегина Н.В. Эмпирическое исследование гендерных и мотивационных детерминант саморазвития личности студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 50–4. С. 349–359. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25296199 (дата обращения: 08.02.2019).
12. Пикалова А.А., Федоренко Е.Ю. Условия становления субъектной позиции студентов инженерных направлений // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2019. № 2 (48). С. 120–132. URL: http://www.kspu.ru/upload/
documents/2019/07/01/6f23c559cd585a04163ccdadd83613e7/
vestnik22019-s-oblozhkoj.pdf (дата обращения: 11.06.2019).
13. Романова Л.М. Саморазвитие и само-образование личности студента // Personal development: psychological foundations and social conditions: materials of the V international scientific conference. Prague: Изд-во: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ». 2018. С. 22–25. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32744423 (дата обращения: 11.06.2019).
14. Селезнева Е.В. Грани самоосуществления: от самоотношения к самореализации: монография. М.; Берлин: Директо-Медиа, 2015. 404 с. URL: https://pps.ranepa.ru/Publication2/2015/d2d7bbbc-d0bf-e611-80d0-005056a06105/55f947312ebba.pdf (дата обращения: 12.04.2018).
15. Селезнева Н.Т., Рубленко Н.В., Тодышева Т.Ю. Жизнеспособность личности: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2015. 308 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24857020 (дата обращения: 12.01.2018).
16. Семчук Л.А., Варнер Е.С. Особенности профессионального становления студентов в процессе учебной деятельности // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: матер. VII Междунар. науч.-практ. конф. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2015. С. 285–287. URL: http://yspu.org/images/e/ed/%D0%A1%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%
D0%BC%D0%BE%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B7_2015_
%D0%A7%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C_1._
%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%
B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BE.pdf.pdf (дата обращения: 08.02.2019).
17. Старовойтенко Е.Б. Отношения личности: философско-психологические и рефлексивные модели // Мир психологии. 2006. № 4. С. 26–37. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9437043 (дата обращения: 10.08.2019).
18. Старовойтенко Е.Б. Генез Я в отношении к Другому // Психологические исследования личности: история, современное состояние, перспективы развития. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН. 2016. С. 117 – 135. URL: https://publications.hse.ru/chapters/190360942 (дата обращения: 07.07.2019).
19. Фризен М.А. Рефлексивность в структуре психологической готовности к саморазвитию личности в период поздней юности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 3. С. 153–160. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/refleksivnost-v-strukture-psihologicheskoy-gotovnosti-k-samorazvitiyu-lichnosti-v-period-pozdney-yunosti (дата обращения: 10.07.2019).
20. Хакен Г. Тайны восприятия. Синергетика как ключ к мозгу. Ижевск, 2002. 423 с. URL: https://i-sv.com/Biblioteka/Knigi-pedag/Haken_Tainy_vospriyatiya_2002.pdf (дата обращения: 11.10.2018).
21. Щукина М.А. Эвристичность субъектного подхода в психологических исследованиях саморазвития личности // Психологический журнал. 2018. № 2. С. 48–57. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32561964 (дата обращения: 13.07.2019).
22. Keith N., Unger J.M., Rauch A., Frese M. Informal learning and entrepreneurial success: a longitudinal study of deliberate practice among small business // Applied Psychology. 2016. Vol. 65, № 3. P. 515–540. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1111/apps.12054 (дата обращения: 10.07.2019).
23. Klicperova-Baker M. Social psychological foundations of democracy: theoretical analysis and empirical probes // Ceskoslovenska Psychologie. 2016. Vol. 60. № 5. P. 96–109. URL: https://www.researchgate.net/publication/304349925_Social_
psychological_foundations_of_democracy_Theoretical_
analysis_and_empirical_probes (дата обращения: 10.07.2019).
24. Schmitt D.P., Long A.Е., McPhearson A., Brien K., Remmert B., Shah S.H. Personality and gender differences in global perspective // International Journal of Psychology. 2017. Vol. 52. P. 42–56. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/27000535 (дата обращения: 10.07.2019).
25. Teismann T., Brailovskaia J., Siegmann P., Margraf J., Forkmann T., Glaesmer H. Positive mental health moderates the association between depression and suicide ideation: a longitudinal study // International Journal of Clinical and Health Psychology. 2018. Vol. 18, № 1. P. 1–7. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC6220923 (дата обращения: 10.07.2019).