ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К БРОДЯЖНИЧЕСТВУ, О РОДИТЕЛЯХ

  • Simanovich Alina N. Средняя школа № 150 им. Героя Советского Союза В.С. Молокова
  • Todysheva Tatyana Yu. КГПУ им. В.П. Астафьева
Ключевые слова: бродяжничество, подростковый возраст, представления о родителях, образ родителей, детско-родительские отношения, отклоняющееся поведение, девиантное поведение, беспризорность, безнадзорность, дезадаптация.

Аннотация

Проблема и цель. Для решения задач коррекционной работы детско-родительских отношений у подростков, склонных к бродяжничеству, и их родителей необходимо знать, в чем заключаются особенности представлений о родителях. По нашему мнению, если учитывать особенности сложившихся представлений о родителях у подростков, склонных к бродяжничеству, то можно вносить в эти структуры коррективы. Корректируя отрицательные образы родителей в ходе работы с несовершеннолетними, возможно гармонизировать детско-родительские отношения и тем самым снизить возможность повторения девиантного поведения. Цель статьи –

описать особенности представления подростков, склонных к бродяжничеству, о своих родителях.

Методологию исследования составляют научно-исследовательские работы отечественных и зарубежных ученых, относящиеся к исследованию феномена представления о родителях и бродяжничестве как к социальному процессу, тесно связанному с ситуацией в семье.

Методы исследования. В исследовании представлений о родителях подростков, склонных к бродяжничеству, приняло участие 20 подростков, находящихся в реабилитационном центре для несовершеннолетних (Красноярск). Состав выборки: 10 подростков, не склонных к бродяжничеству, и 10 подростков со средней степенью выраженности синдрома бродяжничества.

В качестве диагностического инструментария были применены следующие тесты: «Шкала уходов и бродяжничества» (И.В. Макаров), тест «Подростки о родителях» (ADOR) Е. Шафера (в модификации З. Матейчика и П. Ржичана), апробированная анкета «Детско-родительские отношения» (С.В. Липпо, С.Т. Посохова). Для описания особенностей личности родителей использовалась методика «5 утверждений», которая в своей основе содержит методику «20 утверждений» М. Куна, Т. Макпартленда.

При обобщении и анализе эмпирических материалов использовались математические методы статистической обработки данных: описательные статистики, метод Манна – Уитни.

Результаты. Авторы предположили и эмпирически доказали, что представления о родителях подростков, склонных к бродяжничеству, отличаются от представлений о родителях подростков, не склонных к бродяжничеству. Исследования дают основание выделить значимые параметры в представлении отца у подростков, склонных к бродяжничеству, – враждебность, директивность и фактор близости, демографические и социально-психологические особенности (возраст, образование, профессия, хобби, вредные привычки, а также частота и удовлетворенность отношениями с отцом, эмоциональная окраска этих отношений) – и в представлении матери – враждебность, автономность, непоследовательность, фактор критики, демографические и социально-психологические особенности (возраст, образование, профессия, хобби, вредные привычки, а также частота и удовлетворенность отношениями с матерью, эмоциональная окраска этих отношений).

Заключение. Результаты исследования позволяют выделить особенности представлений о родителях подростков, склонных к бродяжничеству, что представляет практический интерес для коррекционной работы с подростками, имеющими склонность к бродяжничеству, у которых нарушены детско-родительские отношения, в рамках системы социального обслуживания и психологической помощи.

Литература

1. Андронникова О.О. Специфика психолого-педагогического сопровождения виктимных подростков, склонных к бродяжничеству // Вестник НГПУ. 2019. № 1. С. 123–136. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-viktimnyh-podrostkov-sklonnyh-k-brodyazhnichestvu
2. Вишневецкий К.В. Характеристика бродяжничества как социального явления // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 4. С. 93–97. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-brodyazhnichestva-kak-sotsialnogo-yavleniya
3. Густова Е.А., Губанов А.В., Зверкова С.Н. Особенности восприятия образа родителей в подростковом возрасте // Гуманитарное пространство. 2019. № 3. С. 420–432. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vospriyatiya-obraza-roditeley-v-podrostkovom-vozraste
4. Данькова И.В. Теоретико-методологические основы исследования психологического влияния семьи, находящейся в социально опасном положении, на отклоняющееся поведение несовершеннолетних // Вестник КРУ МВД России. 2020. № 2 (48). С. 95–99. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskie-osnovy-issledovaniya-psihologicheskogo-vliyaniya-semi-nahodyascheysya-v-sotsialno-opasnom-polozhenii-na
5. Красненкова С.А., Маркова И.И. Социально-психологические характеристики восприятия родительского отношения наркозависимыми делинквентами молодежного возраста // Прикладная юридическая психология. 2019. № 2. С. 36–45. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-harakteristiki-vospriyatiya-roditelskogo-otnosheniya-narkozavisimymi-delinkventami-molodezhnogo
6. Латышева М.А. Особенности образа родителей у девушек, воспитанных в неполной семье (психосемантическое исследование) // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-2. С. 307–310. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obraza-roditeley-u-devushek-vospitannyh-v-nepolnoy-semie-psihosemanticheskoe-issledovanie
7. Лузина Е.Ю. Особенности образа родителя и его роль в развитии личности ребенка // Новая наука: современное состояние и пути развития. 2016. № 1–2. С. 89–93. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25332907
8. Мицык Т.А. Девиантное поведение подростков как следствие неблагополучного взросления // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2016. № 2. С. 125–139. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deviantnoe-povedenie-podrostkov-kak-sledstvie-neblagopoluchnogo-vzrosleniya
9. Писарева А.А. Значимость образа родителей в психологическом консультировании подростка // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. № 105. С. 188–192. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachimost-obraza-roditeley-v-psihologicheskom-konsultirovanii-podrostka
10. Писарева А.А. Образ родителей у подростков с нарушениями адаптации // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. № 98. С. 291–295. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-roditeley-u-podrostkov-s-narusheniyami-adaptatsii
11. Просекова В.М., Павленко Ю.А. Связь родительского отношения и девиантного поведения подростков // Таврический журнал психиатрии. 2017. № 2 (79). C. 34–40. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svyaz-roditelskogo-otnosheniya-i-deviantnogo-povedeniya-podrostkov
12. Реан А.А. Отец и мать в сознании детей и подростков // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 1. С. 204–209. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otets-i-mat-v-soznanii-detey-i-podrostkov
13. Слученкова К.А. Образ реального и идеального отца: особенности представлений у подростков // Universum: психология и образование. 2018. № 3 (45). С. 31–34. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-realnogo-i-idealnogo-ottsa-osobennosti-predstavleniy-u-podrostkov
14. Шатыр Ю.А, Мулик И.Г., Улесикова И.В., Деларю В.В., Мулик А.Б. Систематизация факторов формирования социальных девиаций // Logos et Praxis. 2017. № 3. С. 136–144. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistematizatsiya-faktorov-formirovaniya-sotsialnyh-deviatsiy
15. Шульга Т.И., Филатов А.В. Особенности отношения девиантных подростков к матерям // Вестник МГОУ. Сер.: Психологические науки. 2017. № 3. С. 57–72. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-otnosheniya-deviantnyh-podrostkov-k-materyam
16. Юлусова О.В. Образ матери в восприятии мальчиков и девочек: сопоставительный анализ // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: матер. Всерос. науч.-метод. конф. 2017. С. 4116–4120. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28977656.
17. Beharry M.S., Christensen R. Homelessness in Pediatric Populations: Strategies for Prevention, Assistance, and Advocacy // Pediatric Clinics of North America. 2020. No. 67. P. 357–372. DOI: https://doi.org/10.1016/j.pcl.2019.12.007
18. Cohen-Cline H., Jones K., Vartanian K. Direct and indirect pathways between childhood instability and adult homelessness in a low-income population // Children and Youth Services Review. 2021. No. 120. DOI: https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2020.105707
19. Flach Y., Razza S.T. Suicidality in homeless children and adolescents: A systematic review // Aggression and Violent Behavior. 2021. No. 57. DOI: https://doi.org/10.1016/j.avb.2021.101575
20. Hyde J. From home to street: Understanding young people’s transitions into homelessness // Journal of Adolescence. 2005. No. 28. P. 171–183. DOI:10.1016/j.adolescence.2005.02.001
21. Keevers L., Rambaldini-Gooding D. Practices effective for assisting young people avoid or exit homelessness: Young service recipient’s perspectives // Children and Youth Services Review. 2020. No. 119. DOI: https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2020.105492
22. Rew L. Caring for and connecting with homeless adolescents // Family and Community Health. 2008. No. 31. P. 42–51. DOI: 10.1097/01.FCH.0000304017.13255.12
23. Robinson E., Power L., Allan D. What works with adolescents? Family connections and involvement in interventions for adolescents problem behaviours // Family Matters. 2011. No. 88. P. 57–64. URL: https://aifs.gov.au/publications/family-matters/issue-88/what-works-adolescents
24. Tucker J.S., Edelen M.O., Ellickson P.L., Klein D.J. Running away from home: a longitudinal study of adolescent risk factors and young adult outcomes // Journal of Adolescence. 2011. No. 40 (5). P. 507–518. DOI: 10.1007/s10964-010-9571-0
25. Weisbrot D.M., Carlson G.A. When no diagnosis “fits”: Diagnostically homeless and emotionally dysregulated children and adolescents // Child and Adolescent Psychiatric Clinics of North America. 2021. No. 30. P. 445–457. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chc.2020.10.015
Опубликован
2021-06-30
Как цитировать
N., S., & Yu., T. (2021). ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К БРОДЯЖНИЧЕСТВУ, О РОДИТЕЛЯХ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 56(2), 145-155. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-56-2-280