ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДРОСТКОВ – АВТОРОВ ДЕСТРУКТИВНЫХ ГРАФФИТИ

  • Todysheva Tatyana Yu. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева https://orcid.org/0000-0003-4092-6310
Ключевые слова: деструктивные граффити, подростки, саморегуляция, агрессия, психологические особенности, самовыражение, саморазвитие, стрит-арт, стикер-арт.

Аннотация

Постановка проблемы. Статья посвящена исследованию психологических характеристик подростков – авторов деструктивных граффити. Физическое, психическое и душевное здоровье во все времена было важнейшим фактором существования нации. Психическое и душевное здоровье молодежи всегда находится в центре внимания специалистов различных направлений из-за сложности и многообразия процессов личностного развития. В частности, спецификой процесса развития могли стать делинквентные проявления в формате деструктивных граффити как средства передачи эмоций и самовыражения.

Цель статьи – изучить психологические характеристики подростков – авторов деструктивных граффити.

Методология и методы исследования. Методологию исследования составляют анализ материалов научно-исследовательских работ по проблеме граффити и психологии девиантного поведения подростков. В качестве диагностических инструментов были использованы: тест «Руки» Э. Вагнера; опросник диагностики агрессии Басса – Перри, BPAQ, в адаптации С.Н. Ениколопова и др.; опросник «Стиль саморегуляции поведения (ССПМ-2020)»; авторская анкета, анализ фотографий граффити респондентов. Выборку составили 15 юношей в возрасте от 16 до 18 лет. При анализе эмпирических материалов применялись описательная статистика, корреляционный анализ Спирмена.

Результаты. Выявлено, что у подростков – авторов деструктивных граффити поведение характеризуется низким уровнем самоконтроля, низким уровнем умения адекватно выражать свои чувства и эмоции, а также высоким уровнем агрессии. У подростков – авторов деструктивных граффити выявлено большее количество отрицательных корреляций общего показателя агрессии с оцениванием результатов, моделированием условий, гибкостью и надежностью саморегуляции.

Экспериментально подтверждено, что программа психолого-педагогической коррекции поведения подростков – авторов деструктивных граффити методом стрит-арта позволяет оптимизировать процесс формирования и развития навыков саморегуляции.

Заключение. Полученные данные расширяют представления о психологических характеристиках подростков – авторов деструктивных граффити. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости развития профилактической работы с подростками – авторами деструктивных граффити.

Литература

1. Воробьева И.В. Психология вандального поведения: монография / Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, 2015. URL: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/18472 (дата обращения: 13.02.2025).
2. Высоцкая О.А., Высоцкий С.В. Граффити как способ самовыражения // Актуальные проблемы и перспективы развития художественно-педагогического и профессионально-художественного образования в отечественной и зарубежной теории и практике: сб. науч. тр. Хабаровск, 2024. С. 126–129. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=67345441 (дата обращения: 03.01.2025).
3. Говенко Ю.А., Таболова Э.С., Концевич Г.Е. Детерминанты различных форм девиантного поведения подростков: анализ правосознания, личностных черт и удовлетворенности семьей // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2023. № 1. С. 75–92. DOI: 10.15593/2224-9354/2023.1.6
4. Гурова О.В. Вандальное поведение подростков как правовая и психологическая проблема // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 10. С. 76–94. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-10-76-94
5. Златогорская О. На тропе доверия. Программа коррекции агрессивного поведения подростков // Школьный психолог. 2003. № 30. URL: https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200303002 (дата обращения: 05.03.2025).
6. Злоказов К.В. Социально-психологические предпосылки деструктивного поведения подростков в школе // Психолого-педагогические проблемы образования. 2016. № 5. С. 71–81. DOI: 10.26170/po16-05-12
7. Кириенко А.А., Щеглова И.Г. Психологические причины и формы проявления деструктивного поведения молодежи // Актуальные проблемы профессионально-практической психологии (Дьяченковские чтения – 2022): сб. науч. тр. I Междунар. научно-практ. конф. М., 2022. С. 177–181. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49415375 (дата обращения: 15.03.2025).
8. Кобизь Т.Н. Проблема подросткового вандализма на улицах большого города // Цивилизационные сдвиги в развитии современного города: сб. науч. тр. Иркутск, 2021. С. 197–202. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46196701 (дата обращения: 08.02.2025).
9. Крючева Я.В., Семенкова С.Н., Лысакова А.Ю. Социально-психологическая сторона граффити // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 2 (47). С. 389–393. DOI: 10.25683/VOLBI.2019.47.238
10. Моросанова В.И., Кондратюк Н.Г. Опросник В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения ССПМ-2020» // Вопросы психологии. 2020. № 4. С. 155–167. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44434387 (дата обращения: 08.01.2025).
11. Нурисламов А.Ф., Кадикова А.А. Социально-психологическая характеристика подростков-правонарушителей // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021.
№ 4-4 (55). С. 94–96. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45765195 (дата обращения: 08.11.2024).
12. Перепелкина Н.А., Черкасова И.В. Арт-терапия как средство коррекции агрессии у подростков // Университетская наука. 2024. № 1 (17). С. 246–249. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=67862397 (дата обращения: 18.11.2024).
13. Петриков Р.И., Селезнева Н.Т. Ценностно-смысловая картина мира подростков, склонных к интернет-зависимому поведению // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2020. № 2 (52). С. 209–219. DOI: 10.25146/1995-0861-2020-52-2-213
14. Позднякова М.Е. Профилактика деструктивного поведения подростков – методические аспекты // Социальная коммуникация в современном российском обществе: сб. докл. Всеросс. науч.-практ. конф. М., 2023. С. 507–511. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50512259 (дата обращения: 23.01.2025).
15. Порозов Р.Ю. Анализ классификации граффити: опыт России и Китая // Политическая лингвистика. 2021. № 5 (89). С. 151–156. DOI: 10.26170/1999-2629_2021_05_17 (дата обращения: 18.11.2024).
16. Синицин Ю.Н., Юрченко Т.В., Стебунова В.С. Выявление признаков деструкции у обучающихся на ранних стадиях их проявления // Актуальные вопросы педагогической науки и образования: сб. ст. по матер. авторских исследований II Всерос. науч.-практ. конфер. Краснодар, 2022. С. 209–214. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49725364 (дата обращения: 04.04.2025).
17. Тест руки Э. Вагнера (Hand-test). URL: https://psytests.org/classic/hand.html (дата обращения: 04.01.2025).
18. Харитонова К.С. Деструктивное поведение подростков: понятие, причины и виды // Всероссийский педагогический форум: сб. ст. VII Всеросс. науч.-метод. конф. Петрозаводск, 2022. С. 125–131. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48007804 (дата обращения: 24.10.2024).
19. Чегаева Е.В. Стикер-арт // Регионы. Города. Ракурсы и параллели: сб. ст. матер. VI Всеросс. науч.-практ. конф. Омск, 2018. С. 177–183. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37205513 (дата обращения: 04.09.2024).
20. Юматов В.А., Захаров Р.И. Граффити как объект комплексной судебно-почерковедческой и лингвистической экспертизы // Национальные и международные тенденции и перспективы развития судебной экспертизы: сб. докл. Всеросс. науч. конф. с междунар. участием. Нижний Новгород, 2021. С. 313–332. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46324247 (дата обращения: 17.02.2025).
21. Idrisova, Zh.V., & Ozdamirova, E.M. (2023). Problems of evaluation of contemporary art: on the example of street graffiti. Language. Philology. Culture, 13 (2), 22–27. DOI: 10.34670/AR.2023.31.81.0041
22. Streneva, N.V., & Strizkova, O.V. (2023). Frame modal of graffiti – texts: composition and graphic presentation. Reports Scientific Society, 7 (39), 29–32. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54503235 (access date: 07.02.2025).
23. Filina, N.V. (2020). Modern city art. Colloquium-Journal, 1-6 (53), 29–30. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42330893 (access date: 11.03.2025).
Опубликован
2025-06-30
Как цитировать
Yu., T. (2025). ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДРОСТКОВ – АВТОРОВ ДЕСТРУКТИВНЫХ ГРАФФИТИ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 72(2), 135-147. извлечено от https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/621