КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ УСПЕШНОСТИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ТХЭКВОНДО

Ключевые слова: каузальная атрибуция, успех, неуспех, спортивная деятельность, единоборцы, тренер, тхэквондо, тренировка, соревнование.

Аннотация

Проблема и цель. В статье определяется значение каузальной атрибуции как когнитивного аспекта мотивации и важнейшей детерминанты направленности мировосприятия, описываются характеристики оптимистического и пессимистического стиля атрибуции. Мало исследованной до настоящего времени остаются особенности каузальной атрибуции в ситуациях разделенной ответственности. В процессе социализации они играют важную формирующую роль. Опыт проживания таких ситуаций в школьном возрасте связан не только с учебной деятельностью, но у многих школьников с включением в спортивную деятельность. Цель статьи – проанализировать результаты исследования характеристик каузальной атрибуции успехов и неуспехов в ситуациях тренировки, общения с тренером и соревнования у школьников, занимающихся тхэквондо.

Методологию исследования составил анализ проблемы каузальной атрибуции в ситуациях разделенной ответственности на материалах научных источников и результатов эмпирического исследования каузальной атрибуции успешности спортивной деятельности школьников. В исследовании приняли участие занимающиеся тхэквондо школьники (N=44) в возрасте от 9 до 12 лет. Рассматривалось то, как оценивают начинающие спортсмены собственный вклад, вклад тренера в причинные основания положительного или отрицательного результата и вероятность его повторения в будущем. В качестве метода получения эмпирических данных использовалась анкета с оценочными шкалами. Математическая обработка включила описательную статистику и корреляционный анализ с использованием коэффициента Спирмена.

Результаты исследования показали, что начинающие спортсмены оценивают как существенный свой вклад в успешность тренировочного процесса и выступления на соревновании, в меньшей степени считая себя ответственными за продуктивность общения с тренером. Девочки оценивают свою ответственность за исход различных ситуаций выше, чем мальчики. Как существенный оценивается респондентами вклад тренера в успех на соревновании и формирование взаимопонимания «тренер – спортсмен». Результаты корреляционного анализа позволили сделать вывод, что в структуре взаимосвязи характеристик каузальной атрибуции системообразующей является оценка своего влияния и влияния тренера на взаимопонимание в общении.

Заключение. Каузальная атрибуция ситуаций спортивной деятельности у начинающих единоборцев в общей направленности носит оптимистический характер, при этом уверенность юного спортсмена в собственных возможностях влиять на соревновательную успешность связана с тем, насколько высоко он оценивает собственный вклад и вклад тренера в качество их взаимопонимания.

Литература

1. Батурин Н.А. Психология успеха и неудачи. Челябинск: ЮУрГУ, 1999. 100 с.
2. Веракса А.Н., Иголкина А.Е. Модели использования образов в спортивной психологии // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. Т. 3, № 1.
URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/ (дата обращения: 12.11.2021).
3. Глассер У. Школы без неудачников. М.: Прогресс, 1991. 184 с.
4. Гордеева Т.О. Оптимистическое мышление личности как составляющая личностного потенциала // Психологическая диагностика. 2007. № 1. С. 32–65.
5. Гордеева Т.О., Осин Е.Н., Шевяхова В.Ю. Диагностика оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач: Опросник СТОУН. М.: Смысл, 2009. 152 с.
6. Довжик Л.М., Бочавер К.А. Эффективное совладающее поведение в спорте: что выводит из равновесия и как его снова обрести // Клиническая и специальная психология. 2016. Т. 5, № 2. С. 1–22. DOI: 10.17759/cpse.2016050201
7. Жедь А.В. Взаимосвязь личного атрибутивного стиля, отношения к мигрантам и аккультура-ционных ожиданий учащихся старших классов // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9, № 2. С. 96–106. DOI: 10.17759/psyedu.2017090209
8. Лукьянченко Н.В. Каузальная атрибуция как предиктор мотивации достижения успеха у школьников // Личность в изменяющихся условиях: сб. ст. II Междунар. науч.-практ. конф. Красноярск, 6–8 ноября 2013 г. / Е.В. Гордиенко (отв. ред.); ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013. С. 419–426.
9. Лукьянченко Н.В. Каузальная атрибуция классного руководителя как предиктор стилевых особенностей педагогического управления // Социальная психология и общество. 2014. Т. 5, № 4. С. 74–90.
10. Лукьянченко Н.В., Довыденко Л.В., Аликин И.А. Ценности успеха в представлении студенческой молодежи поколения Z // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10, № 2. С. 82–94. DOI: 10.17759/sps.2019100207
11. Рудина Л.М. Тест на оптимизм, метод определения атрибутивных стилей. М.: Наука, 2002. 24 с.
12. Сагова З.А., Донцов Д.А. Постановка и достижение целей как факторы спортивной эффективности // Вестник практической психологии образования. 2017. Т. 14, № 2. С. 111–116. URL: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2017/n2/Sago_Dontsov.shtml (дата обращения: 12.11.2021).
13. Светлова А.А. Взаимоотношения спортсмена и тренера как фактор успешности спортивной деятельности // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т. 6, № 3. С. 181–187. DOI: 10.17759/psyedu.2014060318
14. Селигман М. Как научиться оптимизму. М.: Альпина Паблишер, 2018. 544 с.
15. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / сост. И.П. Волкова. СПб.: Питер, 2002. 384 с.
16. Федунина Н.Ю. Эволюция понятия «ментальная прочность» в зарубежной спортивной психо-логии // Современная зарубежная психология. 2017. Т. 6, № 4. С. 77–83. DOI: 10.17759/jmfp.2017060408
17. Хвацкая Е.Е. Взаимодействие в системе «психолог – тренер» при реализации психологического сопровождения спортивного резерва // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре, спорту и туризму: матер. XV Междунар. науч. сессии по итогам НИР за 2016 г., посвященной 80-летию университета, Минск, 30 марта – 17 мая 2017 г.: в 4 ч. Минск: БГУФК, 2017. Ч. 3. С. 249–252.
18. Catina P.D., Iso-Ahola S.E. Positive illusion and athletic success // International Sports Journal. 2004. No. 8. P. 80–93.
19. Conroy D.E., Poczwardowski A., Henschen K.P. Evaluative criteria and consequences associated with failure and success for elite athletes and performing artists // Journal of Applied Sport Psychology. 2001. Is. 3. P. 300–322.
20. Gilovich T., Griffin D.W., Kahneman D. (Eds.) Heuristics and Biases: The Psychology of Intuitive Judgment. N.Y.: Cambridge University Press, 2002. 882 p.
21. Green S., Mitchell T. Attributional processes of leaders in leader – member interactions // Organizational behavior and human performance. 1979. Vol. 23, is. 3. P. 429–458.
22. Hechausen H. Motivation und Handeln. Berlin; Heidelberg; New York: Springer Verlag, 1980. 677 p.
23. McClelland D.C. Human Motivation. New York; New Rochelle; Melborne; Sidney: Cambridge University Press, 1987. 663 р.
24. Weiner B. A theory of motivation for same classroom experiences // Journal of Educational Psychology. 1979. Vol. 71, No. 1. P. 3–25.
25. White P.A. Causal attribution from covariation information: the evidential evaluation model // European Journal of Social Psychology. 2002. Vol. 32.
Опубликован
2022-03-30
Как цитировать
I., A. (2022). КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ УСПЕШНОСТИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ТХЭКВОНДО. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 59(1), 128-136. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2022-59-1-323