ОБЩИЕ И ДИФФЕРЕНЦИРОВОЧНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СУБЪЕКТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКАМИ, ЗАНИМАЮЩИМИСЯ ЕДИНОБОРСТВАМИ
Аннотация
Проблема и цель. Несмотря на то что спорт является сферой самореализации личности, становления жизненно важных психологических характеристик и социализации подрастающего поколения, проблема восприятия личностью включенности в спортивную деятельность скорее перспективное, чем разработанное направление психологического анализа. Цель статьи – представить результаты исследования общих и дифференцировочных тенденций субъективного восприятия спортивной деятельности подростками, занимающимися единоборствами. Рассматривались: эмоциональная значимость различных аспектов включенности в деятельность, связанное с ней эмоциональное напряжение, субъективное отражение потенциала результативности включенности в деятельность.
Методология исследования. Методологическая основа исследования – системно-личностный подход. Эмпирические методики: «Цветовой тест отношений»; шкальная анкета каузальной атрибуции в спортивной деятельности, модифицированный вариант опросника «Многомерная оценка детской тревожности». Респонденты: 133 красноярских школьника 10–14 лет, занимающихся единоборствами, 104 мужского пола и 29 женского пола. Обработка данных: определение средних значений и стандартных отклонений, кластерный анализ, выявление достоверных различий, дисперсионный анализ.
Результаты исследования. В общих тенденциях определилась иерархия эмоциональной значимости от наибольшей к наименьшей: «я»-ценности и переживания, связанные с успешностью, – отношения и субъекты актуальных отношений – атрибуты занятий спортом – переживания, связанные с неуспешностью. Тревожность, умеренная в общей тенденции, наименее выражена в отношениях, наиболее – в ситуациях оценивания. Каузальная атрибуция имеет оптимистический характер. Дифференцировочные тенденции определились в двух уровнях. Первый связан с дифференцированием уровней тревоги на сравнительно высокий и низкий, значимостью соревнований и успеха, выраженностью оптимистичности причинного анализа. Второй уровень характеризуют различия уровней тревоги по близости к крайним или срединным значениям, значимости ценностей и атрибутов спортивной деятельности, выраженности внутреннего локуса, стабильности и уникальности причин в каузальном анализе. Особо отмечается неожиданный характер данных о сопряженности внутреннего локуса причинных объяснений с их низкой уникальностью.
Заключение. Результаты исследования дают представление о внутренней картине видения подростками характеристик своей включенности в спортивную деятельность и могут быть полезны в понимании субъективных коррелятов активности личности в целом.
Литература
2. Кисляков П.А. Системно-личностный подход к формированию социальной безопасности будущего педагога // Психологическая наука и образование. 2013. № 18 (6). С. 73–79. URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/2013_n6/66579 (дата обращения: 16.07.2025).
3. Кузнецов А.В. Анализ спортивной деятельности с позиции понятия «деятельность» // Молодой ученый. 2016. № 5 (109). С. 619–624. URL: https://moluch.ru/archive/109/26501/ (дата обращения: 21.07.2025).
4. Маврина Е.А., Савельев М.Ю. Влияние спорта на психологическое здоровье подростков // Наука-2020. 2023. № 4 (65). С. 109–114. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=67989768 (дата обращения: 21.07.2025).
5. Павлов Е.В. Феномен спорта в контексте исследования современных цивилизационных процессов // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 301. С. 29–30. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-sporta-v-kontekste-issledovaniya-sovremennyh-tsivilizatsionnyh-protsessov (дата обращения: 16.07.2025).
6. Тарасенко А.А. Антропологическое измерение символической ценности спорта в трансформационном обществе // Ценности, традиции и новации современного спорта: матер. III Междунар. науч. конгресса: в 3 ч. Минск, 14–15 ноября 2024 г. Минск: Белорусс. гос. ун-т физич. культ., 2024. С. 79–82. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=80367681 (дата обращения: 11.07.2025).
7. Удалых Е.Ю., Панова Н.А. Феномен человеческой субъективности в развитии культуры // Социально-гуманитарные знания. 2024. № 11. С. 190–193. URL: https://socgum-journal.ru/archive/?ELEMENT_ID=60351 (дата обращения: 12.07.2025).
8. Уляева Л.Г. Феномен самореализации личности в детско-юношеском спорте // Живая психология. 2017. № 2. С. 141–156. DOI: https://doi.org/10.18334/lp.4.2.38385
9. Чудаева О.И., Бородулин П.С., Бусарова С.В. Социальное развитие современных подростков средствами спортивно-оздоровительной деятельности // Уникальные исследования XXI века. 2015. № 9 (9). С. 47–68. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24236302 (дата обращения: 09.07.2025).
10. Allen, M.S., Greenlees, I., & Jones, M. (2013). Personality in sport: a comprehensive review. International Review of Sport and Exercise Psychology, 6 (1), 184–208. DOI: https://doi.org/10.1080/1750984X.2013.769614
11. Di Domenico, F., Ceruso, R., Aliberti, S., & Esposito, G. (2024). Analyzing the perception of the impact of sports practice on students in school settings. Physical Education Theory and Methodology, 24 (2), 276–282. DOI: https://doi.org/10.17309/tmfv/2024.2.12
12. Easterlin, R.A. (2019). three revolutions of the modern era, comparative economic studies, Palgrave Macmillan. Association for Comparative Economic Studies, 4, 521–530. URL: https://ideas.repec.org/a/pal/compes/v61y2019i4d10.1057_s41294-019-00098-9.html (access date: 03.07.2025).
13. Kelley, H.H. (1973). The processes of causal attribution. American Psychologist, 28 (2), 107–128. DOI: https://doi.org/10.1037/h0034225 (access date: 08.07.2025).
14. Levy, J.J., & Ruggieri, J. (2019). Personality, styles, and orientations in sport: Pros, cons, and guidelines for predicting sport performance. In: M.H. Anshel, T.A. Petrie, & J.A. Steinfeldt (Eds.), APA handbook of sport and exercise psychology: Sport psychology, 79–98. American Psychological Association. DOI: https://doi.org/10.1037/0000123-005
15. Park, S.U., Ahn, H., Kim, D.K., & So, W.Y. (2020). Big data analysis of sports and physical activities among Korean adolescents. International Journal of Environmental Research and Public Health, 17 (15), 5577. DOI: https://doi.org/10.3390/ijerph17155577
16. Piepiora, P.A. (2020, November 25) A review of personality research in sport. Pedagogy and Psychology of Sport. 6 (4), 64–83. DOI: https://doi.org/10.12775/PPS.2020.06.04.007
17. Weiner, B.A. (1985). An attributional theory of achievement motivation and emotion. Psychological Review, 92 (4). 548–573. URL: https://www.researchgate.net/publication/285722198 (access date: 03.07.2025).







