ВЗАИМОСВЯЗЬ ХАРАКТЕРИСТИК СУБЪЕКТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ И АКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТХЭКВОНДИСТОВ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

  • Alikin Mark I. Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнева https://orcid.org/0000-0003-0737-4454
  • Lukyanchenko Natalya V. Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнева https://orcid.org/0000-0003-2813-9461
Ключевые слова: младшие подростки, тхэквондисты, тренер, спортивная деятельность, субъективное восприятие, взаимодействие, каузальная атрибуция, эмоциональная значимость.

Аннотация

Проблема и цель. Высокая значимость в спортивной подготовке взаимодействия спортсмена с тренером требует изучения его аспектов, обеспечивающих результативность деятельности спортсмена и качество самого взаимодействия. Данный вопрос актуализирует рассмотрение субъективного восприятия различных аспектов спортивной деятельности и его связи с характеристиками активности спортсмена во взаимодействии с тренером.

Методология исследования. Методологическую основу исследования составил системный подход, предполагающий рассмотрение интра- и интерпсихических феноменов в их взаимосвязи. В исследовании использовались: Цветовой тест отношений (ЦТО) А.М. Эткинда; анкета анализа причин успешности и неуспешности в ситуациях тренировки, общения с тренером, соревнования; проективная методика «Рисунок лесной спортивной школы»; анкета оценки активности юных спортсменов во взаимодействии. Для математической обработки использовался корреляционный анализ (коэффициент Спирмена). Респонденты: воспитанники Красноярской детско-юношеской спортивной школы по видам единоборств младшего подросткового возраста (N=51).

Результаты. Школьники-единоборцы, проявляющие большую инициативу и большую направленность на тренерское воздействие в процессе спортивной подготовки, в сравнении со спортсменами, в меньшей степени проявляющими эти важные качества, выше оценивают свой вклад в результативность тренировок и свою значимость в ситуациях спортивной подготовки, полагая при этом, что неуспешность в спортивной деятельности – нередкое явление. Более инициативные также сравнительно больше ответственности за проблемы взаимопонимания приписывают тренеру. Показатель степени требуемого тренерского воздействия связан с выраженностью локуса Я в объяснении неуспехов в соревнованиях.

Заключение. Результаты исследования противоречат представлениям о продуктивной роли приписывания низкой стабильности причинам неуспеха, но могут объясняться действием механизмов мотивации преодоления; могут быть использованы в определении траекторий дальнейших исследований взаимодействия в спортивной подготовке и в программах повышения психологической компетентности тренеров.

Литература

1. Аликин М.И. Каузальная атрибуция успешности спортивной деятельности школьников, занимающихся тхэквондо // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2022. Т. 59, № 1. С. 128–136. DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2022-59-1-323
2. Андреева Г.М. Психология социального познания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Аспект Пресс, 2000. 288 с.
3. Бажин Е.Ф., Эткинд A.M. Цветовой тест отношений: метод. рекомендации. Л.: Ленингр. науч.-исслед. психоневрологический ин-т им. В.М. Бехтерева, 1985. 18 с.
4. Бочавер К.А., Довжик Л.М., Бондарев Д.В., Резниченко С.И. Проблема субъективного благополучия спортивного тренера // Экспериментальная психология. 2022. Т. 15, № 4. С. 181–194. DOI: 10.17759/exppsy.2022150412
5. Веракса А.Н., Якушина А.А., Семенов Ю.И. Роль перфекционизма в деятельности спортсменов: диагностика и связь с тревожностью, мысленными образами и спортивной мотивацией // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2021. Т. 11, № 3. С. 202–221. DOI: 10.21638/spbu16.2021.301
6. Довжик Л.М., Бочавер К.А., Резниченко С.И., Бондарев Д.В. Выгорание спортивного тренера: угроза профессиональной успешности, ментальному здоровью и благополучию [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2021. Т. 10, № 4. С. 24–47. DOI: 10.17759/cpse.2021100402
7. Дуэк К. Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2022. 304 с.
8. Зязина Н.А., Николаева Н.О. Девушки в спорте и балете: пищевое поведение, отношение к своему телу, межличностное взаимодействие и личностная компетентность [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2016. Т. 5, № 3. С. 56–68. DOI: 10.17759/cpse.2016050304
9. Лукьянченко Н. В., Захарова Л.С., Аликин М.И. Представления подростков о критериях нормативного оценивания // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2022. Т. 61, № 3. С. 109–124. DOI: 10.25146/1995-0861-2022-61-3-356
10. Маланов С.В., Субаева А.С. Мотивация, воля, целеполагание и рост спортивного мастерства у бегунов на средние и длинные дистанции // Экспериментальная психология. 2021. Т. 14, № 3. С. 168–182. DOI: 10.17759/exppsy.2021140312
11. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб.: Речь, 2004. 248 с.
12. Панферов В.Н. Теоретические следствия из опыта познания человека человеком // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. 2009. Вып. 3, ч. II. С. 228–237.
13. Реан А.А., Коновалов И.А. Социально-перцептивный образ различных социальных групп в сознании подростков // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9, № 2. С. 60–80. DOI: 10.17759/sps.2018090205
14. Светлова А.А. Взаимоотношения спортсмена и тренера как фактор успешности спортивной деятельности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т. 6, № 3. С. 181–187. DOI: 10.17759/psyedu.2014060318
15. Светлова А.А. Ролевые ожидания в педагогическом общении тренера и спортсмена как фактор спортивной результативности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Т. 5, № 2. С. 292–300. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013 (дата обращения: 28.02.2023).
16. Barcza-Renner K., Eklund R.C., Morin A.J. S., Habeeb C.M. Controlling coaching behaviors and athlete burnout: Investigating the mediating roles of perfectionism and motivation // Journal of Sport & Exercise Psychology. 2016. Vol. 38, No. 1. P. 30–44.
17. Goodger K., Gorely T., Lavallee D. et al. Burnout in sport: A systematic review // The Sport Psychologist. 2007. Vol. 21, No. 2. P. 127–151. DOI: 10.1123/tsp.21.2.127
18. Gould D.R., Dieffenbach K., Moffett A. Psychological characteristics and their development in Olympic champions // J.Appl. Sport Psychol. 2002. Vol. 14. P. 172–204. DOI: https://doi.org/10.1080/10413200290103482
19. Gustafsson H., Hill A.P., Stenling A., Wagnsson S. Profiles of perfectionism, parental climate, and burnout among competitive junior athletes // Scandinavian Journal of Medicine & Science in Sports. 2016. Vol. 26 (10). P. 1256–1264.
20. Hegarty E.M., Weight E., Register-Mihalik J.K. Who is coaching the coach? Knowledge of depression and attitudes toward continuing education in coaches // BMJ Open Sport & Exercise Medicine. 2018. Vol. 4, No. 1. P. 1–7. DOI: 10.1136/bmjsem-2018-000339
21. Hill A.P., Grugan M. Introducing perfectionistic climate // Perspectives on early childhood psychology and education. 2019. Vol. 4, No. 2. P. 263–276.
22. Kegelaers J., Wylleman P., Bree N.A. van et al. Mental health in elite-level coaches: Prevalence rates and associated impact of coach stressors and psychological resilience // International Sport Coaching Journal. 2021. Vol. 8, No. 3. P. 338–347. DOI: 10.1123/iscj.2020-006614
23. Madigan D.J., Curran T., Stoeber J., Hill A.P., Smith M.M., Passfield L. Development of perfectionism in junior athletes: A three-sample study of coach and parental pressure // Journal of Sport & Exercise Psychology. 2019. Vol. 41, No. 3. P. 167–175. URL: https://doi.org/10.1123/jsep.2018-0287
24. Olusoga P., Bentzen M., Kentta G. Coach burnout: A scoping review // International Sport Coaching Journal. 2019. Vol. 6, No. 1. P. 42–62. DOI: 10.1123/iscj.2017-009420
25. Smith A. Depression and suicide in professional sports work. In: Sport, Mental Illness, and Sociology (Research in the Sociology of Sport, Vol. 11). Bingley: Emerald Publishing Limited, 2018. P. 79–95. DOI: 10.1108/S1476-28542018000001100627
Опубликован
2023-03-30
Как цитировать
I., A., & V., L. (2023). ВЗАИМОСВЯЗЬ ХАРАКТЕРИСТИК СУБЪЕКТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ И АКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТХЭКВОНДИСТОВ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 63(1), 136-143. извлечено от https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/484