СВЯЗЬ ОЦЕНОЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОВЕДЕНИИ В СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ СИТУАЦИЯХ С ВЫРАЖЕННОСТЬЮ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ У ПОДРОСТКОВ
Аннотация
Проблема и цель. Подростковый возраст – период интенсивного личностно-социального развития, формирования интрапсихических оснований отношения к социальной действительности и нормативной регуляции поведения. Среди психологических механизмов, участвующих в обеспечении адаптационных процессов включения личности в социальное взаимодействие, значимое место занимают механизмы психологической защиты. Исследователи рассматривают их значение в диалектике априорной необходимости либо патологичности проявления в процессах реализации потребностей личности в качестве ограничивающих фильтров восприятия информации о действительности. Причем роль этих ограничений в структурировании представлений о законах социального взаимодействия остается мало изученной. Это определило цель исследования – выявление характера связи оценочных представлений о нормативности-девиантности с выраженностью механизмов психологической защиты у подростков.
Методология исследования. Методологическую основу исследования составил системный подход, предполагающий рассмотрение психологической защиты как одного из интрапсихических механизмов, обеспечивающих целостную систему социальной адаптации развивающейся личности. В исследовании использовались: 1) авторский опросник, предлагающий оценить 25 значимых в аспекте определения негативной и позитивной девиантности характеристик поведения в вариантах собственного мнения и представляемого мнения друзей, большинства сверстников, родителей, взрослых; 2) разработанный Р. Плутчиком, Г. Келлерманом и Х.Р. Контом опросник «Индекс жизненного стиля», диагностирующий выраженность психологических защит. Респонденты – учащиеся общеобразовательных школ Красноярска и Красноярского края в возрасте 14–16 лет (N = 116). Метод обработки данных – корреляционный анализ.
Результаты. Выявлено, что связь оценочных представлений с выраженностью психологических защит имеет структуру с плотностью, различной у разных типов защит, разных категорий оцениваемых характеристик поведения и представляемых подростками мнений разных субъектов. Более насыщенную взаимосвязь с оценочными представлениями имеют сложные типы психологических защит. Наименьшую зависимость от выраженности психологических защит имеют представляемые подростками оценки взрослых, наибольшую – собственные оценки нормативности-девиантности различных характеристик поведения, а среди оценочных категорий более нагружены связями с выраженностью защит характеристики поведения, относимые к проявлениям социальной успешности и личностной слабости.
Заключение. Общей тенденцией в совокупности анализируемых взаимосвязей является связь с выраженностью психологических защит просоциальных оценочных представлений, направленных на осуждение негативной девиантности и сдерживание свободы самопроявления. Результаты исследования уточняют значение психологических защит в процессах социальной адаптации развивающейся личности.
Литература
2. Богдановская И.М., Иконникова Г.Ю., Королева Н.Н. Роль современной информационно-коммуникативной среды в формировании идентичности и образа мира современных подростков [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Т. 7, № 1. С. 1–11. DOI: 10.17759/psyedu.2015070101. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2015_n1/75625 (дата обращения: 04.09.2023).
3. Богомаз С.Л. Психологическая защита личности: методология, механизмы, инструментарий // Ученые записки УО ВГУ им. П.М. Машерова. 2008. Т. 7. С. 228–254. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22414923 (дата обращения: 04.09.2023).
4. Богомолов А.М., Портнова А.Г. Связь интенсивности психологической защиты личности с процессом самореализации // Психологическая наука и образование. 2004. Т. 9, № 2. С. 30–35. URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/2004_n2/Bogomolov (дата обращения: 03.09.2023).
5. Вассерман Л.И. и др. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. СПб.: НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2005. 50 с. URL: http://www.medpsy.ru/library/library146.pdf (дата обращения: 01.09.2022).
6. Жарких Н.Г., Костыря С.С. Психологические защиты у лиц с разным уровнем субъективного контроля // Социально-гуманитарные технологии. 2022. № 3 (23). C. 47–54. URL: https://ies.unitech-mo.ru/files/upload/publications/15597(дата обращения: 03.09.2023).
7. Котенева А.В. История развития представлений о психологической защите в зарубежной психологии // Вопросы гуманитарных наук. 2008. № 2 (35). С. 245–251. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11673303 (дата обращения: 01.09.2023).
8. Лукьянченко Н.В., Захарова Л.С., Аликин М.И. Представления подростков о критериях нормативного оценивания // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2022. № 3 (61). С. 109–124. DOI: 10.25146/1995-0861-2022-61-3-356. URL: http://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/451 (дата обращения: 03.09.2023).
9. Мак-Вильямс Н.К. Психоаналитическая диагностика: понимание структуры личности в клиническом процессе. М.: Класс, 2015. 592 с.
10. Налчаджян А.А. Психологические защитные механизмы // Самосознание и защитные механизмы личности. Самара, 2003. С. 395–481.
11. Носов С.С. Особенности механизмов психологических защит у мальчиков-подростков, склонных к проявлению ксенофобии // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. 2011. № 1. С. 20–30. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2011_n1/39932 (дата обращения: 03.09.2023).
12. Пенкина Ю.Д. Психологическая защита личности старшеклассников с разным уровнем субъективного благополучия // Молодежь XXI века: шаг в будущее: матер. XIX регион. науч.-практ. конф.: в 3 т. Благовещенск, 23 мая 2018 г. Благовещенск: Дальневосточный государственный аграрный университет, 2018. Т. 1. С. 205–206. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35368932 (дата обращения: 03.09.2023).
13. Позднякова Т.Б. Механизмы психологической защиты и отношение к здоровью в юношеском возрасте // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 11 (189). С. 641–644. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p641-644. URL: https://lesgaft-notes.spb.ru/ru/node/19310 (дата обращения: 03.09.2023).
14. Полина А.В., Овчарова Е.В. Особенности проявления механизмов психологической защиты у подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию // Национальная Ассоциация ученых. 2020. № 61-4 (61). С. 40–43. DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2020.4.61.338. URL: https://archive.national-science.ru/index.php/nas/article/view/65 (дата обращения: 03.09.2023).
15. Симонова Т.С., Головачева А.В., Забродина Л.А. Стратегия поведения в конфликте в зависимости от психологических защит у подростков // Современное образование: размышления, взгляды и возможности: сб. науч. тр. по матер. Междунар. науч.-практ. конф., Астрахань, 25 апреля 2020 г. Астрахань: Профессиональная наука, 2020. С. 20–26. URL: http://scipro.ru/conf/proceedings2_25042020.pdf (дата обращения: 03.09.2023).
16. Скок А.Г., Шлимакова И.И. Взаимосвязь чувствительности к влияниям и механизмов психологической защиты у молодежи // Вестник Полоцкого государственного университета. Сер. Е: Педагогические науки. 2018. № 15. С. 76–82. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36747217 (дата обращения: 03.09.2023).
17. Тулупьева Т.В. и др. Психологическая защита и особенности личности в юношеском возрасте: автоматизация обработки данных исследования и их статистический анализ // Труды СПИИРАН. 2006. № 2 (3). С. 224–243. DOI: https://doi.org/10.15622/sp.3.19. URL: http://ia.spcras.ru/index.php/sp/article/view/1256 (дата обращения: 03.09.2023).
18. Шелонина Т.В. Механизмы психологической защиты подростков с деструктивным поведением // Коченовские чтения «Психология и право в современной России»: сб. тезисов участников Всерос. конф. по юридической психологии с междунар. участием. Москва, 10–12 ноября 2016 г. М.: МГППУ, 2016. С. 163–164. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27693435 (дата обращения: 03.09.2023).
19. Штроо В.А. Защитные механизмы групповой динамики: дис. ... канд. психол. наук. М., 2000. 133 с. URL: https://www.dissercat.com/content/zashchitnye-mekhanizmy-gruppovoi-dinamiki (дата обращения: 03.09.2023).
20. Eriksson K. [et al.] Perceptions of the appropriate response to norm violation in 57 societies // Nature Communication. 2021. Vol. 12. Article ID 1481. 11 p. DOI: 10.1038/s41467-021-21602-9 URL: https://www.nature.com/articles/s41467-021-21602-9 (дата обращения: 03.09.2023).
21. Kleef van G., Gelfand M., Jetten J. The dynamic nature of social norms: new perspectives on norm development, impact, violation, and enforcement // Journal of Experimental Social Psychology. 2019. Vol. 84. Article ID 103860. 5 p. DOI: 10.1016/j.jesp.2019.05.002. URL: https://pure.uva.nl/ws/files/50460442/1_s2.0_S0022103119303166_main.pdf (дата обращения: 03.05.2023).
22. Lahmi A., Rasyid A., Ritonga M. The role of parents in forming morality adolescents puberty in globalization era // International Journal of Future Generation Communication and Networking. 2020. Vol. 13. P. 3991–3996. URL: https://www.researchgate.net/publication/348355178 (дата обращения: 03.09.2023).
23. Plutchik R., Kellerman H., Conte H. R. Ego defenses: Theory and measurement / Ed. by H.P. Conte and R. Plutchik. New York, 1994. URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-1-4613-2892-6_9 (дата обращения: 03.05.2023).