ОСОБЕННОСТИ ИДЕАЛЬНЫХ И ВОПЛОЩАЕМЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СТУДЕНТОК ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЕЙ ПОДГОТОВКИ

  • Alikin Mark I. Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнева https://orcid.org/0000-0003-0737-4454
  • Eremenko Marina S. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнева
  • Lukyanchenko Natalya V. Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнева https://orcid.org/0000-0003-2813-9461
Ключевые слова: базовые ценности, значимость ценностей, профиль личности, студентки, экономический профиль образования, педагогический профиль образования.

Аннотация

Проблема и цель. Становление нового гендерного порядка – сложный противоречивый процесс, оптимизация которого предполагает исследование оснований самоопределения женщин. Особенно актуально это для сферы выборов профессиональной сферы. В соответствии с этим проведено сравнительное исследование базовых ценностей у студенток вузов с разным профилем подготовки.

Методология исследования. Методологическую основу исследования составил системно-личностный подход, предполагающий рассмотрение личности как целостной динамичной психологической системы, образуемой взаимодействием свойств и реализующей в соответствии с ним обмен с социальными системами. При проведении исследования использовался опросник Ш. Шварца, в котором десять базовых ценностей представлены в двух ипостасях: как абстрактные идеалы и как воплощаемые личностью в конкретных действиях. В исследовании приняли участие красноярские девушки (N=411), обучающиеся в финансовом и педагогическом университетах. В качестве методов математической обработки использовались: описательная статистика и выявление достоверных различий с использованием t-критерия Стьюдента.

Результаты. Данные исследования свидетельствуют, что у студенток и финансового, и педагогического вузов уровни действенного воплощения всех базовых ценностей ниже уровней их значимости. Для всей выборки студенток характерна низкая значимость ценности Традиция. Выявлено, что у девушек, выбравших образование экономического профиля, уровни значимости большинства ценностей выше, чем у будущих педагогов. Причем ценность Власть, в общей тенденции самая для этих студенток значимая, имеет контрастно низкий уровень реального воплощения, что может рассматриваться как свидетельство сфокусированности в этой области своего рода ценностной фрустрации.

Заключение. Результаты исследования расширяют и уточняют понимание роли базовых жизненных ценностей в выборе направления профессионального самоопределения женщин, могут служить основанием разработки психологических технологий его сопровождения.

Литература

1. Зубок Ю.А., Чупров В.И., Сорокин О.В. Смысловая саморегуляция жизнедеятельности молодежи: гендерные различия в сфере труда // Женщина в российском обществе 2020. Специальный выпуск. С. 38–59. DOI: 10.21064/WinRS.2021.0.3; URL: https://womaninrussiansociety.ru/article/zubok-yu-a-chuprov-v-i-sorokin-o-v-smyslovaya-samoregulyaciya-zhiznedeyatelnosti-molodezhi-gendernye-razlichiya-v-sfere-truda-str-38-59/ (дата обращения: 25.01.2024).
2. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. 70 с.
3. Каширкина А.А., Морозов А.Н. Права женщин в современном обществе: результат генезиса или объективная необходимость? // Женщина в российском обществе. 2020. № 1. С. 3–16. URL: https://womaninrussiansociety.ru/numberarticle/?issue=2020-1 (дата обращения: 25.01.2024).
4. Кисельникова Н.В. Методологические проблемы измерения ценностей и ценностно-ориенти-рованного поведения человека // Социальная психология и общество. 2021. Т. 12, № 4. C. 20–33. DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2021120402 URL: https://psyjournals.ru/en/journals/sps/archive/2021_n4/Kiselnikova (дата обращения: 25.01.2024).
5. Ключко О.И., Чекалина А.А., Иоффе У.В., Ерофеева М.А., Сухарева Н.Ф., Самосадова Е.В. Гендерные трансформации в представлениях российской студенческой молодежи // Женщина в российском обществе 2020. № 1. С. 55–69. DOI: 10.21064/WinRS.2020.1.5. URL: https://womaninrussiansociety.ru/article/klyuchko-o-i-chekalina-a-a-ioffe-e-v-erofeeva-m-a-suxareva-n-f-samosadova-e-v-gendernye-transformacii-v-predstavleniyax-rossijskoj-studencheskoj-molodezhi-str-55-69/ (дата обращения: 03.02.2024).
6. Маленков В.В. Гендерное равенство в структуре гражданско-политических ориентаций подростков 19 стран // Женщина в российском обществе. 2022. № 3. С. 17–35. DOI: 10.21064/WinRS.2022.3.2. URL: https://womaninrussiansociety.ru/article/malenkov-v-v-gendernoe-ravenstvo-v-strukture-grazhdansko-politicheskix-orientacij-podrostkov-19-stran-s-17-35/ (дата обращения: 03.02.2024).
7. Мозговая А.В. Адаптация женщин к социальным изменениям: ресурсный потенциал // Женщина в российском обществе. 2023. № 2. С. 47–59. DOI: 10.21064/WinRS.2023.2.4. URL: https://womaninrussiansociety.ru/article/mozgovaya-a-v-adaptaciya-zhenshhin-k-socialnym-izmeneniyam-resursnyj-potencial-str-47-59/ (дата обращения: 03.02.2024).
8. Пиньковецкая Ю.С. Предпринимательская активность женщин в современной экономике // Женщина в российском обществе. 2019. № 1. С. 40–51. DOI: 10.21064/WinRS.2019.1.4. URL: https://womaninrussiansociety.ru/article/pinkoveckaya-yu-s-predprinimatelskaya-aktivnost-zhenshhin-v-sovremennoj-ekonomike-str-40-51/ (дата обращения: 03.02.2024).
9. Поветкина Н.А., Кудряшова Е.В., Леднева Ю.В., Веремеева О.В. Женщины в публичных финансах России и мира // Женщина в российском обществе 2020. № 4. С. 66–81. DOI: 10.21064/WinRS.2020.4.6. URL: https://womaninrussiansociety.ru/article/povetkina-n-a-kudryashova-e-v-ledneva-yu-v-veremeeva-o-v-zhenshhiny-v-publichnyx-finansax-rossii-i-mira-str-66-81/ (дата обращения: 03.02.2024).
10. Придатченко М.В., Шалютина Н.В. Отношение к женскому лидерству в контексте профессиональной субъектности // Женщина в российском обществе. 2022. № 1. С. 48–60. DOI: 10.21064/WinRS.2022.1.4. URL: https://womaninrussiansociety.ru/article/pridatchenko-m-v-shalyutina-n-v-otnoshenie-k-zhenskomu-liderstvu-v-kontekste-professionalnoj-subektnosti-str-48-60/ (дата обращения: 03.02.2024).
11. Силласте Г.Г. Рынок труда, занятости и профессий как экономическое пространство формирования нового гендерного порядка // Женщина в российском обществе. 2020. № 2. С. 38–51. DOI: 10.21064/WinRS.2020.2.4. URL: https://womaninrussiansociety.ru/article/sillaste-g-g-rynok-truda-zanyatosti-i-professij-kak-ekonomicheskoe-prostranstvo-formirovaniya-novogo-gendernogo-poryadka-str-38-51/ (дата обращения: 03.02.2024).
12. Силласте Г.Г. Социальные транзиции и формирование нового гендерного порядка // Женщина в российском обществе. 2019. № 2. С. 3–16. DOI: 10.21064/WinRS.2019.2.1. URL: https://womaninrussiansociety.ru/article/sillaste-g-g-socialnye-tranzicii-i-formirovanie-novogo-gendernogo-poryadka-str-3-16/ (дата обращения: 03.02.2024).
13. Смеюха В.В., Кузьмина О.Г., Хорошевская Ю.П. Отражение трансформации гендерных стерео-типов в современных женских журналах // Женщина в российском обществе. 2023. № 2. С. 60–79. DOI: 10.21064/WinRS.2023.2.5. URL: https://womaninrussiansociety.ru/article/smeyuxa-v-v-kuzmina-o-g-xoroshevskaya-yu-p-otrazhenie-transformacii-gendernyx-stereotipov-v-sovremennyx-zhenskix-zhurnalax-str-60-79/ (дата обращения: 03.02.2024).
14. Смирнова И.Н. Гендерные отношения в современном мире: Управление, экономика, социальная политика (По итогам конференции) // Женщина в российском обществе. 2019. № 3. С. 127–132. DOI: 10.21064/WinRS.2019.3.11. URL: https://womaninrussiansociety.ru/article/smirnova-i-n-gendernye-otnosheniya-v-sovremennom-mire-upravlenie-ekonomika-socialnaya-politika-po-itogam-konferencii-str-127-131/ (дата обращения: 03.02.2024).
15. Татарко А.Н. Взаимосвязь базовых человеческих ценностей и электорального поведения // Социальная психология и общество. 2017. Т. 8, № 1. С. 17–37. DOI: 10.17759/sps.2017080102. URL: https://psyjournals.ru/journals/sps/archive/2017_n1/tatarko
16. Татарко А.Н., Макласова Е.В., Дубров Д.И., Багдасарян М.А. Связь базовых человеческих ценностей и вовлеченности в использование информационно-коммуникационных технологий у молодежи и старшего поколения // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27, № 2. C. 5–18. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2022270201. URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/2022_n2/Tatarko_et_al (дата обращения: 03.02.2024).
17. Ушенков Е.Е. Инновационный потенциал юношей и девушек в современном российском обществе // Женщина в российском обществе. 2022. Специальный выпуск. С. 42–49. DOI: 10.21064/WinRS.2022.0.4; URL: https://womaninrussiansociety.ru/article/ushenkov-e-e-innovacionnyj-potencial-yunoshej-i-devushek-v-sovremennom-rossijskom-obshhestve-str-42-49/ (дата обращения: 03.02.2024).
18. Шведова Н.А. Гендерное равенство в меняющемся мире: «нам нужны большие смелые шаги…» // Женщина в российском обществе. 2021. № 2. С. 90–106. DOI: 10.21064/WinRS.2021.2.7. URL: https://womaninrussiansociety.ru/article/shvedova-n-a-gendernoe-ravenstvo-v-menyayushhemsya-mire-nam-nuzhny-bolshie-smelye-shagi-str-90-106/ (дата обращения: 03.02.2024).
19. Шинкаренко Е.А., Витковская С.К. Трудоустройство молодежи: гендерная сегментация // Женщина в российском обществе. 2022. Специальный выпуск. С. 78–86. DOI: 10.21064/WinRS.2022.0.8. URL: https://womaninrussiansociety.ru/article/shinkarenko-e-a-vitkovskaya-s-k-trudoustrojstvo-molodezhi-gendernaya-segmentaciya-str-78-86/ (дата обращения: 03.02.2024).
20. Штрикова Д.Б. Факторы женской профессиональной ментальности [Электронный ресурс] // Организационная психология. 2022. Т. 12, № 2. С. 127–144. DOI: 10.17323/2312-5942-2022-12-2-127-144. URL: https://orgpsyjournal.hse.ru/2022-12-2/677802620.html (дата обращения: 03.02.2024).
21. Barni, D., Vieno, A., Roccato, M., & Russo, S. (2015). Basic personal values, the country’s crime rate and the fear of crime. Social Indicators Research, 129(3), 1057–1074. DOI: 10.1007/s11205-015-1161-9. URL: https://psycnet.apa.org/record/2015-49283-001 (дата обращения: 04.02.2024).
22. Horowitz, J.M., & Fetterolf, J. (2020). Worldwide Optimism about Future of Gender Equality, even as Many See Advantages for Men. Pew Research Center. April, 30. URL: https://www.pewresearch.org/global/2020/04/30/worldwide-optimism-about-future-of-gender-equality-even-as-many-seeadvantages-for-men/ (дата обращения: 04.02.2024)
23. Schwartz, S. (1992). Universals in the content and structure of values: Theoretical advances and empirical tests in 20 countries. Advances in Experimental Social Psychol, 25(1), 1–65. DOI:10.1016/S0065-2601(08)60281-6. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0065260108602816 (дата обращения: 04.02.2024).
24. Schwartz, S.H. (2005). Validity and applicability of the theory of values (pp. 56–95). In A. Tamayo, J.B. Porto (Eds.) Valores e comportamentosnasorganizações. Petropolis, Brazil. URL: https://www.scielo.br/j/prc/a/4PRPX8zDQ3sXMcyPwrXvNDL/?lang=pt
25. Schwartz, S.H. (2007). Value orientations: Measurement, antecedents and consequences across nations (pp. 161–193). In Iowell R., Roberts C., Fitzgerald R., Eva G. (Eds.) Measuring attitudes cross-nationally: Lessons from the European Social Survey. London, Sage. DOI: 10.4135/9781849209458.n9. URL: https://psycnet.apa.org/record/2015-15039-009 (дата обращения: 04.02.2024).
26. Schwartz, S.H., Sagiv, L., & Boehnke, K. (2000). Worries and values. Journal of Personality, 68(2), 309–346. DOI: 10.1111/1467-6494.00099. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/10820689/
Опубликован
2024-03-30
Как цитировать
I., A., S., E., & V., L. (2024). ОСОБЕННОСТИ ИДЕАЛЬНЫХ И ВОПЛОЩАЕМЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СТУДЕНТОК ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЕЙ ПОДГОТОВКИ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 67(1), 83-93. извлечено от https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/542