ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПОРТИВНЫХ И ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПОДРОСТКОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМ ВФСК «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ»
Аннотация
Постановка проблемы. В статье анализируется современная система физического воспитания и спортивной подготовки, сочетающая традиционные методы тренировок с инновационными спортивными и игровыми технологиями. Применение таких технологий во внеурочных спортивных занятиях способствует повышению эффективности физической подготовки обучающихся 14–15 лет для успешного выполнения нормативов ВФСК «Готов к труду и обороне». Кроме того, это положительно влияет на мотивацию школьников к занятиям физической культурой и спортом.
Цель статьи – исследовать применение спортивных и игровых технологий во внеурочной деятельности на занятиях «Общая физическая подготовка с элементами спортивных игр» у обучающихся 14–15 лет для подготовки к выполнению норм ВФСК «Готов к труду и обороне».
Методология и методы исследования. Для достижения цели исследования используются теоретичес-кие и эмпирические методы: анализ научно-методической литературы, проведение педагогического эксперимента, контрольное тестирование, а также обработка и анализ данных с применением описательной статистики в программе Excel. Данные методы позволяют оценить влияние спортивных и игровых технологий на физическую подготовку обучающихся 14–15 лет, а также определить их готовность к выполнению норм ВФСК «Готов к труду и обороне».
Результаты исследования. По результатам проведенного исследования выявлено, что использование спортивных и игровых технологий («Колесо фортуны», рейтинговая система) на учебно-тренировочных занятиях «Общая физическая подготовка с элементами спортивных игр» эффективно повлияло на подготовку обучающихся 14–15 лет к сдаче норм ВФСК «Готов к труду и обороне».
Заключение. Применяемые технологии позволили повысить уровень физической подготовки и мотивацию обучающихся. Элементы случайности и соревновательности стимулировали активное участие и стремление повысить результаты, что способствовало успешному выполнению нормативов.
Литература
2. Борзенкова Д.О., Моськин С.А. Инновации в физической культуре и спорте // Наука-2020. 2021. № 6 (51). С. 66–72. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46501369 (дата обращения: 19.01.2025).
3. Буракова И.С. Геймификация образовательного процесса как инструмент повышения мотивации обучающихся // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 3 (100). С. 160–162. DOI: https://doi.org/10.24412/1991-5497-2023-3100-160-162
4. Еремин Р.В., Моськин С.А. Вопросы поиска оптимальных сочетаний игрового и соревновательного методов на занятиях по физической подготовке // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов: сб. ст. Орел: Орлов. юрид. ин-т Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.В. Лукьянова, 2018. С. 91–95. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36439884 (дата обращения: 26.01.2025).
5. Кужугет А.А., Трусей И.В., Адольф В.А. Количественная и качественная обработка данных в педагогических исследованиях сферы физической культуры, спорта и здоровья / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2022. 174 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49766427 (дата обращения: 02.02.2025).
6. Лапаева А.С. Мониторинг готовности младших школьников к сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 5-2 (59). С. 35–37. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/monitoring-gotovnosti (дата обращения: 15.02.2025).
7. Матвеев А.П., Зюрин Э.А., Петрук Е.Н. Образовательный модуль «общая физическая подготовка» в структурной организации содержания учебной дисциплины «Физическая культура» // Вестник спортивной науки. 2019. № 1. С. 71–74. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyy-modul (дата обращения: 13.02.2025).
8. Несговорова Н.П., Тебенькова Е.А., Шаронова Н.В. Современные подходы в области физического воспитания молодежи // Вестник Курганского государственного университета. 2018. № 3 (50). С. 79–81. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody (дата обращения: 01.03.2025).
9. Перфильева И.В. Анализ российского рынка спортивных технологий в сфере физической культуры и спорта // Физическая культура и спорт в XXI веке: актуальные проблемы и пути решения. Волгоград: Волгоград. гос. академия физической культуры, 2024. С. 359–365. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=79702829 (дата обращения: 13.02.2025).
10. Синявский Н.И. Мониторинг готовности подростков к выполнению нормативов комплекса ГТО // Теория и практика физической культуры. 2020. № 11. С. 98–100. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44194826 (дата обращения: 27.02.2025).
11. Синявский Н.И. Отношение детей 9–10 лет к физической активности в условиях образовательного учреждения // Теория и практика физ. культуры. 2019. № 9. С. 93–94. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=40535746 (дата обращения: 27.02.2025).
12. Трусей И.В., Бордуков М.И., Сидоров Л.К. Т Научно-исследовательская работа магистранта в области физической культуры и здоровьесбережения: учеб.-метод. пособие / Краснояр. гос. пед.ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2021. 112 с. URL: https://elib.kspu.ru/document/60790 (дата обращения: 01.02.2025).
13. Цирулева Л.Д., Щербакова Н.Е. Геймификация в обучении: сущность, содержание, пути реализации технологии // Вестник Пензенского государственного университета. 2023. № 3. С. 13–17 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/geymifikatsiya (дата обращения: 17.02.2025).
14. Щетинина С.Ю., Санина В.А. Роль физического воспитания в современном обществе // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 3 (181). С. 506–508. DOI: https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2020.3.p506-509
15. Ivanyuk, P., & Bondar, A. (2024). Gamification as an effective motivation tool in the field of physical education and sports. Scientific Journal of National Pedagogical Dragomanov University. Series 15: Scientific and Pedagogical Problems of Physical Culture (Physical Culture and Sports), 7 (180), 59–64. DOI: https://doi.org/10.31392/udu-nc.series15.2024.7(180).12
16. Sotos-Martínez, V.J., Tortosa-Martínez, J., Baena-Morales, S., & Ferriz-Valero, A. (2023). Boosting student’s motivation through gamification in Physical Education. Behavioral Sciences, 13 (2), 165. DOI: https://doi.org/10.3390/bs13020165
17. Sotos-Martínez, V.J., Tortosa-Martínez, J., Baena-Morales, S., & Ferriz-Valero, A. (2024). Playing towards motivation: Gamification and university students in physical activity! Education Sciences, 14 (9), 956. URL: https://www.researchgate.net/publication/383660797 (access date: 26.02.2025).