ФРЕЙМ-ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ГОРНЫХ ИНЖЕНЕРОВ

Аннотация

Постановка проблемы. В статье автор рассматривает опыт применения фрейм-технологии для представления информации в процессе практико-ориентированного обучения студентов горных специальностей. Существенными проблемами в процессе обучения являются отсутствие механизмов оптимизации усвоения и анализа больших объемов учебного материала обучающимися, сложность в определении этапности формирования профессиональных компетенций, связанных с навыками обработки, обобщения, систематизации и представления перед аудиторией информации в области будущей профессиональной деятельности.

Цель статьи – провести анализ проблем в области представления информации студентами на примере подготовки будущих горных инженеров-спасателей. Привести примеры формирования профессиональной компетенции и индикаторов ее достижения на основе применения фрейм-технологии для представления информации в процессе практико-ориентированного обучения студентов горных специальностей.

Методология и методы исследования. В качестве методологической основы исследования применены системный, деятельностный и компетентностный подходы для изучения, понимания, анализа и применения фреймовой технологии усвоения информации будущими горными инженерами-спасателями в процессе практико-ориентированного обучения.

Результаты исследования. Для формирования профессиональных компетенций и умений представления информации в процессе практико-ориентированного обучения студентов горных специальностей целесообразно использовать фрейм-технологию. Данная технология, связанная с умениями представления знаний, способствует формированию компетенций в области обработки, обобщения, структуризации и представления информации о будущей профессиональной деятельности обучающихся.

Заключение. Предложенная автором фрейм-технология представления информации позволяет: структурировать учебный материал в последовательности, отвечающей целям и задачам образовательного процесса; сформировать у обучающихся предусмотренные профессиональными компетенциями умения анализировать, структурировать, систематизировать, критически оценивать информацию с позиции решаемой задачи и сформировать умения представлять ее в различных формах.

Литература

1. Вахштайн В.С. Социология повседневности и теория фреймов / Европейский университет в Санкт-Петербурге. СПб., 2011. 333 с.
2. Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта: пер. с англ. / под ред. Г.С. Батыгина и Л.А. Козловой. М.: Ин-т социологии РАН, 2003. 752 с.
3. Гурина Р.В., Соколова Е.Е. Фреймовое представление знаний: монография. М.: Народное образование; НИИ школьных технологий, 2005. 176 с.
4. Двуличанская Н.Н., Пясецкий В.Б. Инженерная педагогика: практико-ориентированный подход //
Высшее образование в России. 2017. № 7. С. 147–151. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inzhenernaya-pedagogika-praktiko-orientrovannyy-podhod (дата обращения: 18.02.2025).
5. Дубровская Ю.А. Когнитивно-прагматическая парадигма формирования профессиональных компетенций в процессе практико-ориентированного обучения будущих горных инженеров: монография. СПб.: Санкт-Петербург. ун-т ГПС МЧС России им. Героя Росс. Фед. генерала армии Е.Н. Зиничева, 2024. 216 с. DOI: https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.5.15
6. Дубровская Ю.А., Скрипка А.В., Пихконен Л.В. Методика формирования профессиональных компетенций будущих горных инженеров-спасателей: монография. СПб.: Санкт-Петербург. ун-т ГПС МЧС России им. Героя Росс. Фед. генерала армии Е.Н. Зиничева, 2023. 248 с.
7. Дубровская Ю.А. Применение фрейм-молекул для формирования профессиональных компетенций будущих горных инженеров // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2024. № 5. С. 139–150. DOI: https://doi.org/10.37493/2307-907X.2024.5.15
8. Дубровская Ю.А., Пихконен Л.В. Фреймовые технологии и практико-ориентированное обучение при подготовке горных инженеров // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2022. № 205. С. 102–115. DOI: 10.33910/1992-6464-2022-205-102-115
9. Каледина Н.О. Подготовка горных инженеров - содержание и качество // Уголь. 2023. № 11 (1173). С. 23–30. DOI: 10.18796/0041-5790-2023-11-23-30
10. Лобашев В.Д., Талых А.А. Фреймовый подход в технологическом образовании // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, № 2. С. 2–24. DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-2
11. Лозинская А.М. Фреймовое структурирование содержания обучения физике в рамках модульной технологии // Педагогическое образование в России. 2014. № 1. С. 80–89. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/freymovoe-strukturirovanie-soderzhaniya-obucheniya-fizike-v-ramkah-modulnoy-tehnologii (дата обращения: 09.02.2025).
12. Медведенко Н.В. Фрейм как базовое понятие педагогических технологий // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 1. С. 102–107. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/freym-kak-bazovoe-ponyatie-pedagogicheskih-tehnologiy (дата обращения: 11.03.2025).
13. Минский М. Фреймы для представления знаний. М.: Энергия, 1979. 152 с.
14. Соколова Е.Е. Общие концептуальные положения обучения с помощью фреймового подхода // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Акмеология образования. Психология развития. 2009. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschie-kontseptualnye-polozheniya-obucheniya-s-pomoschyu-freymovogo-podhoda (дата обращения: 11.03.2025).
15. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002. 272 с.
16. Щербакова Е.Е., Мухина Т.Г., Плешков А.В. Фрейм-технология как условие развития креативности студентов // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. С. 338–346. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25591 (дата обращения: 10.04.2025).
Опубликован
2025-10-26
Как цитировать
A., D. (2025). ФРЕЙМ-ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ГОРНЫХ ИНЖЕНЕРОВ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 73(3), 46-56. извлечено от https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/629