ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ XVII–XIX вв.
Аннотация
Постановка проблемы. В статье анализируются и формулируются некоторые проблемы развития инженерного образования России XVII–XIX вв. Среди них рассматриваются трудности подготовки инженерных кадров в области горного дела в исследуемый период.
Цель статьи – проанализировать основные факторы, повлиявшие на развитие инженерного образования в России; привести примеры просветительской деятельности государства от начального народного образования до высших технических училищ и инженерных учебных заведений; выявить проблемные вопросы подготовки инженерных кадров в исследуемый период на примере горных инженеров.
Материалы и методы исследования. Методологию исследования составляют анализ и обобщение воспоминаний, докладов, аналитических записок выдающихся деятелей исследуемого периода и научно-исследовательские работы современников. Для анализа исторических аспектов развития инженерного образования в России был использован комплекс методов: исторический, общенаучный и системно-структурный.
Результаты исследования. На основе анализа документов показаны некоторые этапы развития инженерного образования в России XVII–XIX вв.: от декларируемого свободного и всесословного элементарного образования до профессионального инженерного образования XIX в. Вопросы качества подготовки, несоответствие знаний, умений и навыков выпускников инженерных специальностей требованиям производства, длительный период адаптации на предприятиях, отсутствие системности в работе с производственниками перешли из исследуемого периода в наше время.
Заключение. Предложенный автором анализ исторических аспектов развития инженерного образования в России XVII–XIX вв. показывает преемственность вопросов качества подготовки инженерных кадров в исследуемый период и в наше время. Выявленные в ходе исследования проблемные вопросы подготовки кадров в области горного дела актуальны и сейчас, например: не в должной мере учитываются требования производства к объему практической подготовки обучающихся, они недостаточно знакомы с современным оснащением предприятий; основное внимание преподаватели в процессе обучения уделяют формированию профессиональных компетенций, а личностные качества, необходимые для быстрой адаптации выпускников к условиям работы в коллективе, остаются нереализованными.
Литература
2. Днепров Э.Д. Российское образование в XIX – начале XX века. М.: Мариос, 2011. Т. 2: Становление и развитие системы российского образования (историко-статистический анализ). 657 c.
3. Дубровская Ю.А., Скрипка А.В., Пихконен Л.В. Методика формирования профессиональных компетенций будущих горных инженеров-спасателей. СПб.: Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий им. Героя Российской Федерации генерала армии Е.Н. Зиничева. СПб., 2023. 248 с.
4. Иванов А.Е. Высшая школа России в конце XIX – начале XX века / АН СССР, Ин-т истории СССР. М.: Б. и., 1991. 392 с.
5. Ларионов А.М. История Института инженеров путей сообщения императора Александра I за первое столетие его существования: 1890–1910 гг. / репринтное изд-е 1910 г. СПб.: Альфарет, 2008. 424 с.
6. Рудской А.И., Боровков А.И., Романов П.И. Инженерное образование: опыт и перспективы развития в России; Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. СПб., 2018. 224 с. (Инженерное образование).
7. Сапрыкин Д.Л. Инженерное образование в России: История, концепция, перспектива // Высшее образование в России. 2012. № 1. С. 125–137. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inzhenernoe-obrazovanie
8. Чурляева Н.П. Обеспечение качества подготовки инженеров в рыночных условиях на основе компетентностного подхода // Научная школа профессора В.А. Адольфа / Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2015. С. 16–24. EDN DDKISW.