ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ГОРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ МЕТОДОМ СТУПЕНЧАТОГО ПОГРУЖЕНИЯ В ПРОИЗВОДСТВЕННУЮ СРЕДУ

  • Dubrovskaya Yulia A. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
  • Pikhkonen Leonid V. Учебный центр МАЭБ
Ключевые слова: горный инженер-спасатель, практико-ориентированный подход, компетентностный подход, военизированный горноспасательный отряд (ВГСО), военизированная горноспасательная часть (ВГСЧ).

Аннотация

Постановка проблемы. Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска эффективных методов формирования профессиональных компетенций при подготовке инженерных кадров в высших учебных заведениях горного направления в соответствии с современными требованиями предприятий минерально-сырьевого комплекса.

Цель статьи – описание разработанного авторами метода ступенчатого погружения в производственную среду обучающихся по направлению подготовки Горное дело, профиль «Технологическая безопасность и горноспасательное дело», для формирования профессиональных компетенций в процессе прохождения учебных и производственных практик.

Методология и методы исследования: практико-ориентированный подход, методы анализа специальной литературы и нормативных документов, анализ научных публикаций и образовательного опыта в области сформулированной проблемы. В основе метода ступенчатого погружения лежит практико-ориентированный подход, обеспечивающий обучающимся позицию активного субъекта образовательного процесса, где от преподавателя требуется не столько дидактическая, сколько управленческая компетентность.

Результаты. Разработанный метод внедрен в образовательный процесс Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России для обучающихся с первого по шестой курс по направлению Горное дело, профиль «Технологическая безопасность и горноспасательное дело», при реализации которого созданы и апробированы организационно-педагогические условия ступенчатого погружения обучающихся в производственную среду.

Заключение. Реализация разработанного метода ступенчатого погружения в производственную среду обеспечивает системное формирование профессиональных компетенций будущих горных инженеров-спасателей, способствует быстрой адаптации выпускников на производстве, обогащает содержание учебных и производственных практик ситуационными задачами, интегрирует практико-ориентированный подход в образовательный процесс, что в результате приводит к повышению качества подготовки специалистов.

Литература

1. Анализ показателей эффективности деятельности российских вузов / М.П. Астафьева, О.А. Зятева, И.В. Пешкова, Е.А. Питухин // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 4 (98). С. 4–18.
2. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. 2005. № 4. С. 19–27.
3. Байденко В.И. Болонский процесс: результаты обучения и компетентностный подход. М.: Исследовательский центр про¬блем качества подготовки специалистов, 2009. 536 с.
4. Бобылев А.В. Проявление компетенции самоорганизации на разных этапах социализации личности // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Т. 25, № 3. С. 101–104.
5. Ветров Ю., Клушина Н. Практико-ориентированный подход // Высшее образование в России. 2002. № 6. С. 43–46.
6. Волегжанина И.С., Адольф В.А., Чусовлянова С.В. Дидактический инструментарий формирования компетенций будущих инженеров в условиях цифровых трансформаций производства и образования // Непрерывное профессиональное образование: теория и практика: матер. XI Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: Сибир. гос. ун-т путей сообщения, 2022. С. 143–152.
7. Вяткина И.В., Вьюгина С.В. Возможности использования инновационных технологий в учебном процессе университета // Труды международного симпозиума «Надежность и качество». 2018. Т. 1. С. 274–277.
8. Дадаева Т.М., Фадеева И.М. Реформа высшей школы: парадоксы и тупики институциональных изменений // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 4–5 (92–93). С. 28–35.
9. Дмитренко Т.А. Профессионально-ориентированные технологии в системе высшего педагогического образования как педагогическая проблема // AlmaMater. 2002. № 7. С. 55–56.
10. Зеер Э.Ф., Журлова Е.Ю. Навигационные средства как инструменты сопровожде¬ния освоения компетенций в условиях реализации индивидуальной образова¬тельной траектории // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 3. С. 77–92.
11. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (Теоретико-методологический подход) // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 21–26.
12. Зинченко В.О., Россомахина О.М. Методологическая основа практико-ориентированного обучения в вузе // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 151–156.
13. Иванов В.В., Горбачев А.А., Манвелян М.А. Педагогические условия формирования организа-ционно-управленческих компетенций у студентов в вузе // Культурная жизнь Юга России. 2015. № 2 (57). С. 36–39.
14. Клюев А.К. Организационное развитие вузов: оптимизация практик // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 6 (100). С. 57–67.
15. Образцов П.И., Ахулкова А.И., Черниченко О.Ф. Проектирование и конструирование профес-сионально-ориентированной технологии обучения: учебно-методическое пособие. Орел: ОГУ, 2003. 94 с.
16. Образцов П.И., Виленский М.Я., Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: учебное пособие / под ред. В.А. Сластенина. М.: Педагогическое общество России, 2004. 144 с.
17. Олесова М.М. Применение практико-ориентированных технологий обучения в вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 7-2 (73). С. 201–204.
18. Пивень В.В. Практико-ориентированный подход в совершенствовании образовательного процесса по инженерным направлениям // Наука, технологии и образование в XXI веке: проблемы взаимодействия и интеграции: сб. науч. тр. по матер. Междунар. науч.-практ. конф. Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 149–152.
19. Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: Академия, 2013. 208 с.
20. Савицкая А.В. Практико-ориентированный подход в обучении: обзор зарубежной литературы и проблемы реализации в вузе // European Social Science Journal. 2013. № 4 (23). С. 66–74.
21. Танаева З.Р. Практико-ориентированное обучение: теоретико-методологические подходы // Инновационное развитие профессионального образования. 2012. № 2. С. 39–42.
22. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Эйдос. 2002. № 2. С. 58–64.
23. Ялалов Ф. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию // Высшее образование в России. 2008. № 1. С. 89–93.
24. Dulzon A.A. Higher education reforms and academic community // Engineering Education. 2017. Vol. 21. P. 8–16.
25. Smirnova Z.V., Mukhina M.V., Kutepova L.I., Kutepov M.M., Vaganova O.I. Organization of the research activities of service majors trainees // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Vol. 622. P. 187–193. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_24
26. Smirnova Z., Vaganova O., Shevchenko S., Khizhnaya A., Ogorodova M., Gladkova M. Estimation of educational results of the Bachelor’s programme students // International Electronic Journal of Mathematics Education. 2016. Vol. 11, No. 11 (10). P. 3469–3475.
Опубликован
2023-12-30
Как цитировать
A., D., & V., P. (2023). ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ГОРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ МЕТОДОМ СТУПЕНЧАТОГО ПОГРУЖЕНИЯ В ПРОИЗВОДСТВЕННУЮ СРЕДУ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 66(4), 5-17. извлечено от https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/525