ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕЙ ПРАКТИКИ ПО БИОЛОГИИ НА ПРИШКОЛЬНЫХ УЧЕБНО-ОПЫТНЫХ УЧАСТКАХ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

  • MAKAROVA Olga Borisovna Новосибирский государственный педагогический университет
  • IASHVILY Mirian Vakhtangovich Новосибирский государственный педагогический университет
  • GALKINA Elena Aleksandrovna КГПУ им. В.П. Астафьева
Ключевые слова: летняя практика по биологии, пришкольный учебно-опытный участок, становление, развитие, отделы, программа, обучающиеся.

Аннотация

Проблема и цель. В статье анализируется и формируется проблема организации летней практики по биологии в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Цель статьи – выявить и обосновать особенности организации летней практики по биологии с учетом современного состояния пришкольных учебно-опытных участков.

Методологию исследования составляют изучение нормативно-правовых документов в сфере общего образования, ретроспективный анализ проблемы, анализ и обобщение научно-исследовательских работ отечественных и зарубежных ученых, передовой опыт обучения биологии студентов педагогических направлений подготовки.

Результаты. Определены современные задачи функционирования пришкольного учебно-опытного участка. Выявлено шесть этапов становления и развития пришкольных участков в России. Проанализирована и обобщена организация работы на пришкольных учебно-опытных участках нескольких школ Новосибирской области. Дано описание авторской программы летней практики по биологии в 6 классе. Приведены отдельные примеры форм мероприятий в рамках летней практики. Дана характеристика проведения практики в малокомплектной школе.

Заключение. Представленная в статье организация летней практики на пришкольном учебно-опытном участке способствует решению ряда образовательных и воспитательных задач в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Описания форм и методов работы по организации летней практики могут быть полезны не только учителям биологии, но и педагогам дополнительного образования, студентам педагогических направлений подготовки.

Литература

1. Алексанов В.В. Учебно-опытные участки образовательных организаций как площадки биоэкологических исследований (на примере Калужской области) // Биоэкологическое краеведение: мировые, российские и региональные проблемы. 2017. С. 250–254.
2. Афонина Е.А. Воспитательный потенциал школьного учебно-опытного участка // Современные исследования социальных проблем. 2017. Т. 8, № 2–2.
3. Галкина Е.А., Ишкова А.С. Образовательный потенциал пришкольного учебно-опытного участка // Концепт. 2014. № 1.
4. Галкина Е.А., Марина А.В., Макарова О.Б. Новые подходы в методической подготовке студентов-биологов к работе в условиях перехода на ФГОС основного общего образования // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 3 (33). С. 48–52. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24306074
5. Галкина Е.А., Марина А.В., Макарова О.Б. Проектирование рабочей учебной программы по общеобразовательному предмету «Биология» // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017. № 2. С. 6–10. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29368852
6. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011. 223 с.
7. Коменский Я.А. Великая дидактика. Спб.: Типография А.М. Котомкина, 1875 (Приложение к журналу «Наша Начальная школа на 1875 год»). С. 5–146. URL: http://ru.wikisource.nom.cl/wiki/Великая дидактика_(Коменский_1875) (дата обращения: 03.02.2019).
8. Любимов В.Б., Кабанина С.В., Сергадеева М.Ю.,
Михайлов О.В. Занятия по экологии на пришкольном участке: теория и практика: учеб.-метод. пособие / под ред. д-ра с-х. наук, проф. А.П. Стаценко. Балашов: Николаев, 2004. 124 с.
9. Макарова О.Б., Сивохина Л.Н. Методика обучения биологии: в 2 ч. Новосибирск, 2013. Ч. 1: Современные подходы. 99 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22793641
10. Макарова О.Б., Сивохина Л.Н. Методика обучения биологии. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. Т. 2. С. 28–36. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22793477
11. Макарова О.Б. Методика обучения естественнонаучным дисциплинам (биология, экология, валеология, естествознание): учеб. пособие. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2000. Ч. 1. 92 с.
12. Макарова О.Б. Методика обучения естественнонаучным дисциплинам (биология, экология, основы безопасности жизнедеятельности): учеб. пособие. 2-е изд. Новосибирск, 2000. Ч. 1. 90 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22794521
13. Макарова О.Б. Моделирование интегрированного учебного предмета для профессиональных учебных заведений. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2002. 145 c. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22795904
14. Макарова О.Б., Иашвили М.В. Преемственность дошкольного и школьного биологического образования в малокомплектных образовательных учреждениях // Вестник педагогических инноваций. 2018. № 1 (49). С. 49–57. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32695136
15. Макарова О.Б. Специфика структуры и содержания учебного предмета педагогического университета «Методика обучения экологии». Биологическая наука и образование в педагогических вузах: матер. Второй Всерос. конф. 2002. С. 176–180. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35284647
16. Макарова О.Б., Иашвили М.В. Формирование профессиональных компетентностей бакалавра естественнонаучного образования // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 2. С. 177–185. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18040780
17. Максимова Т.В. Исследовательская работа учащихся в курсе внеурочной деятельности «Полевая и практическая биология» // Биология в школе. 2018. № 1. С. 66–69.
18. Марина А.В., Галкина Е.А., Макарова О.Б. Переход на ФГОС основного общего образования: проблемы в деятельности учителя биологии и пути их решения // Биология в школе. 2016. № 1. С. 17–24. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25623524
19. Никишов А.И., Мокеева З.А., Орловская Е.В., Семенова А.М. Внеклассная работа по биологии: пособие для учителей. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1980. 239 с.
20. Папорков М.А., Клинковская Н.И., Милованова Е.С. Учебно-опытная работа на пришкольном участке: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. 255 с.
21. Пономарёва И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии: учеб. пособие для студ. пед. вузов; под ред. И.Н. Пономарёвой. 3-е изд., стер. М.: Академия, 2008. 280 с.
22. Савелов А.В., Лукьянова Е.А. Опытническая работа учащихся на пришкольном участке //Наука и образование. 2018. №. 1.
23. Сивохина Л.Н. Методика обучения биологии. Полевая практика: учеб.-метод. пособие. Новосибирск: Изд-во НГПУ. 2003. 150 с.
24. Смирнова В.С. Учебно-опытный участок – научная база по биологии // Биология в школе. 2011. № 5. С. 56–62.
25. Смирнова Н.З., Галкина Е.А. Основные вопросы методики обучения экологии: учеб. пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2014. 212 с.
26. Смирнова Н.З., Галкина Е.А. Пришкольный учебно-опытный участок: учеб. пособие /Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2009. 200 с.
Опубликован
2019-03-30
Как цитировать
Borisovna, M., Vakhtangovich, I., & Aleksandrovna, G. (2019). ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕЙ ПРАКТИКИ ПО БИОЛОГИИ НА ПРИШКОЛЬНЫХ УЧЕБНО-ОПЫТНЫХ УЧАСТКАХ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 47(1), 15-25. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-47-1-99