СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

  • BALYKOVA Irina Evgenyevna Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Абакан)
Ключевые слова: педагогическое сопровождение, профессиональная подготовка, будущий учитель, структурно-функциональная модель.

Аннотация

Проблема и цель. В процессе профессиональной подготовки будущего учителя особое значение имеет нахождение эффективных путей решения проблемы профессионального становления будущих специалистов, одним из которых является научно обоснованное педагогическое сопровождение. Проблема изучения особенностей содержания и организации педагогического сопровождения рассматривается в исследованиях многих отечественных и зарубежных ученых. На основе ранее проведенного теоретического исследования автором дано определение понятия «педагогическое сопровождение подготовки будущего учителя». В научной статье представлена теоретически обоснованная структурно-функциональная модель педагогического сопровождения профессиональной подготовки будущего учителя.

Методологию исследования составляют результаты научных исследований отечественных ученых: В.А. Адольфа, Е.А. Александровой, С.И. Архангельского, В.П. Беспалько, Б.С. Гершунского, Г.А. Игнатьевой, В.В. Краевского, Н.В. Кузьминой, С.Н. Чистяковой и др.

Результаты. Автором выделены три этапа в построении модели – методологический, технологический, анализ полученных результатов и их апробация. Обоснована совокупность теоретико-методологических подходов для построения структурно-функциональной модели педагогического сопровождения подготовки будущего учителя (личностно-деятельностный, системный, аксиологический, рефлексивный). Дана характеристика основным структурным компонентам модели (целевой, содержательный, деятельностный и результативный). Целевой компонент включает в себя цель, задачи и принципы сопровождения. Содержательный компонент, определяющий содержательное наполнение направлений педагогического сопровождения, включает организационно-педагогические условия, необходимые для результативной подготовки будущего учителя. Деятельностный компонент направлен на определение субъектов и форм педагогического сопровождения. Результативный компонент предполагает рефлексию результативности процесса педагогического сопровождения подготовки будущего учителя.

Заключение. Разработанная структурно-функциональная модель педагогического сопровождения профессиональной подготовки будущего учителя отражает сущность и основное содержание исследуемого процесса и направлена на оптимизацию и повышение результативности образовательного процесса. Отмечены аспекты, которые необходимо учитывать при построении данной модели: основные методологические подходы, содержание структурных компонентов модели, условия реализации данных компонентов.

Литература

1. Адольф В.А., Пилипчевская Н.В. Тьюторское сопровождение как необходимое условие реализации ФГОС // Инновации в образовании. 2013. № 3. С. 5–13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tyutorskaya-
deyatelnost-kak-mehanizm-realizatsii-fgos (дaта обращения: 12.05.2017).
2. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий // Ученые записки. 2008. Т. 1. Сер.: Психология. Педагогика. № 1–2. С. 74–78. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-soprovozhdenie-starsheklassnikov-v-protsesse-razrabotki-i-realizatsii-individualnyh-obrazovatelnyh-traektoriy (дата обращения: 12.05.2017).
3. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Классный руководитель. 2000. № 3. С. 63–81.
4. Балыкова И.Е. К вопросу о содержании понятия «педагогическое сопровождение» // Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе: традиции, инновации, перспективы: сб. матер. V Междунар. заочной научно-практ. конф. (Абакан, 2017 г.) / науч. ред. Н.В. Надеева, отв.ред. Н.Л. Чудаева. Абакан: Изд-во ФГБОУ ВО ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2017. С. 98–100. URL: http://www.khsu.ru/assets/ units/kpoip/files/МатериалыНПК2017.pdf (дата обращения: 10.09.2017).
5. Балыкова И.Е. Педагогическое сопровождение профессиональной подготовки будущего учителя // Образование и социализация личности в современном обществе: матер. XI Междунар. науч. конф. (Красноярск, 5–7 июня 2018 г.). Красноярск, 2018. С. 56–58. URL: http://elib.kspu.ru/document/32952 (дата обращения: 22.12.2018).
6. Бедерханова В.П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка // Классный руководитель. 2000. № 3. С. 39–49.
7. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону, 2000. 352 с.
8. Вульфов Б.З. Педагогическое сопровождение: явление и процесс // Мир образования – образование в мире. 2006. № 2 (22). С. 43–53.
9. Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей // Народное образование. 1998. № 6. С. 108–111.
10. Игнатова В.В. Разработка педагогических стратегий как фактор становления личности. Становление личности в образовательном процессе: культурные и педагогические аспекты. Красноярск, 2010. 296 с.
11. Игнатова В.В., Янова М.Г. Формирование организационно-педагогической культуры будущего учителя (теоретико-методологи-ческий аспект): монография. Красноярск, 2011. 250 с.
12. Ильина Н.Ф. Непрерывное педагогическое образование: обновление в контексте ре-гионального развития: монография. Красноярск, 2013. 308 с.
13. Кисель О.В. Организационно-педагогичес-кое сопровождение здоровьесбережения учителей общеобразовательной школы // Вестник ЧГПУ. 2012. № 9. С. 26–37.
14. Молоков Д.С. Зарубежный опыт тьютерского сопровождения развития одаренного ребенка в условиях взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования // Ярославский педагогический вестник. 2014. № 1, т. II. С. 62–66. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/zarubezhnyy-opyt-tyutorskogo-soprovozhdeniya-razvitiya-odarennogo-rebenka-v-usloviyah-vzaimodeystviya-obschego-dopolnitelnogo-i (дата обращения: 12.04.2017).
15. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Академия, 2013. 240 с. URL: http://academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_20563.pdf (дата обращения: 02.03.2017).
16. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие для студ. высш. уч. завед. / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М.: Академия, 2006. 240 с.
17. Сутковая Н.В. Феномен «педагогическое сопровождение» в актуальных педагогических исследованиях // Педагогика: традиции и инновации: матер. VIII Междунар. науч. конф. (Челябинск, январь 2017 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2017. С. 49–52. URL https://moluch. ru/conf/ped/archive/210/11663/ (дата обращения: 20.12.2018).
18. Якиманская И.С. Основы личностно ориентированного образования: монография. М., 2013. 222 с.
19. Яковлева Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. М., 2006. 239 с. URL: http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/279/Педагогическая%20концепция.pdf?isAllowed=y&sequence=1 / (дата обращения: 02.03.2017).
20. Яковлева Н.О. Сопровождение как педагогическая деятельность // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Образование. Педагогические науки. 2012. № 4. С. 46–49. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17715194 (дата обращения: 12.04.2017).
21. Miller J. How to train the good teacher / Translation: Lapshina T.N. // Monthly scientific and information magazine «V Mire Nauki». 2013. № 2. P. 70–76. URL: http://spkurdyumov.ru/uploads//2013/08/uchitel.pdf (дата обращения: 02.04.2018).
22. Rogers C. On Becoming a Person: A Therapist’s View of Psychotherapy. Boston, 1961. 420 p. URL: https://www.rulit.me/books/stanovlenie-lichnosti-vzglyad-na-psihoterapiyu-read-405531-1.html (дата обращения: 24.03.2017).
Опубликован
2019-04-06
Как цитировать
Evgenyevna, B. (2019). СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 47(1), 42-50. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-47-1-102