ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

  • ODINOKAYA Mariya Aleksandrovna Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Ключевые слова: университет, преподаватель, информационная компетентность, формирование, организационные условия, педагогические условия, информационно-коммуникационные технологии.

Аннотация

Проблема и цель. В статье рассматриваются теоретическое обоснование и практическая реализация совокупности организационно-педагогических условий, способствующих формированию информацион-ной компетентности преподавателя. Особое внимание уделяется уточнению понятия «информационная компетентность». Раскрывается авторский подход к организации процесса формирования информационной компетентности преподавателя технического вуза. Цель статьи – выявить организационно-педагогические условия формирования информа-

ционной компетентности преподавателя и охарактеризовать их влияние на успешность формирования информационной компетентности современного преподавателя российского технического вуза.

Методологию исследования составляют анализ и обобщение нормативно-правовых документов в сфере высшего образования, научно-исследо-вательских работ зарубежных и отечественных исследователей, признанных научным сообществом.

Результаты. Проведенное исследование показало, что совокупность организационно-педагогичес-ких условий реализации информационной компетентности преподавателя в российском техническом вузе является своевременной, достаточно конструктивной и перспективной, c одной стороны, способствующей полному раскрытию потенциала преподавателя и усиливающей его личную ответственность за социальную реализацию собственного предназначения в профессиональной деятельности, с другой –

создающей почву для его непрерывного самостоятельного профессионального роста.

Заключение. Предложенная в статье авторская концепция формирования информационной компетентности преподавателя может быть реализована в профессиональной деятельности современного преподавателя. Результативными организационно-педа-гогическими условиями ее реализации могут стать проектирование учебной деятельности с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, проектирование основных технологических компонентов образовательного процесса, исследовательская направленность.

Литература

Богомаз З.А. Организационно-педагогичес-кие условия развития профессионально-педагогической позиции преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений среднего профессионального образования // АНИ: педагогика и психология. 2017. № 1 (18). С. 27–30.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organi-zatsionno-pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-professionalno-pedagogicheskoy-pozitsii-prepodavateley-i-masterov (дата обращения: 04.02.2019).
2. Бугрова О.В. Развитие информационной компетентности учителя в условиях дополнительного профессионального образования: перспективы исследования // Педагогическое образование в России. 2018. № 1. С. 166–170. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-informatsionnoy-kompetentnosti-uchitelya-v-usloviyah-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya-perspektivy (дата обращения: 04.02.2019).
3. Везиров Т.Г. Педагогические условия развития информационной компетентности педагогических работников в системе повышения квалификации // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2017. № 2 (31). С. 44–50. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30395562 (дата обращения: 28.11.2018).
4. Горбунова И.Б., Беличенко В.В. Музыкально-компьютерные технологии как ресурс формирования информационной компетентности музыканта-педагога // Теория и практика общественного развития. 2015. № 6. С. 136–140. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23461798 (дата обращения: 28.11.2018).
5. Губарева Т.В. Развитие информационной компетентности практических психологов в процессе профессиональной подготовки в педагогическом вузе // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2013. № 3 (7). С. 122–127. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20539786 (дата обращения: 25.11.2018).
6. Краснова Л.А., Шурыгин В.Ю. Содержание и пути формирования информационной компетентности педагогов // БГЖ. 2017. № 3 (20). С. 200–203. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-i-puti-formirovaniya-informatsionnoy-kompetentnosti-pedagogov (дата обращения: 03.02.2019).
7. Курин А.Ю., Попов А.Н. Педагогические условия формирования информационной компетентности будущего социального работника средствами компьютерных технологий // Вестник ТГУ. 2016. № 10 (162). С. 20–28. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-informatsionnoy-kompetentnosti-buduschego-sotsialnogo-rabotnika-sredstvami-kompyuternyh (дата обращения: 02.02.2019).
8. Молчан Э.М. Информационная компетентность преподавателя высшей школы // Вестник БГУ. 2011. № 1. С. 151–153. URL: https://www.bsu.by/ru/main.aspx?guid=186251 (дата обращения: 04.02.2019).
9. Морозов М.С. Организационно-педагоги-ческие условия развития профессионально значимых личностных качеств будущего педагога-психолога в процессе подготовки в вузе // Вестник ЧГПУ. 2011. № 5. С. 117–125. URL: http://vestnik-cspu.ru/upload/pdf/issues/2011/2011_5.pdf (дата обращения: 04.02.2019).
10. Мухамедшина А.В. Информационная компетентность преподавателя в интерактивной образовательной среде вуза // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. Х Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: СибАК, 2011. Ч. III. URL: https://sibac.info/conf/pedagog/x/26068 (дата обращения: 03.12.2018).
11. Разумова А.Б., Мухамедьярова Н.А., Шклярук Е.Ф. Значение информационной компетентности педагога как условие сопровождения развития талантливого ребенка // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 6. С. 187–192. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27632201 (дата обращения: 03.12.2018).
12. Стариченко Б.Е. Профессиональный стандарт и ИКТ-компетенции педагога // Педагогическое образование в России. 2015. № 7.
С. 6–15. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnyy-standart-i-ikt-kompetentsii-pedagoga (дата обращения: 04.12.2018).
13. Шелковникова О.А. Развитие информа-ционной компетентности педагога в контексте требований профессионального стандарта // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017. № 1 (39). С. 232–237. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28839281(дата обращения: 04.12.2018).
14. Adashboev S., Choriev I. Formation of the Information Competence of Pedagogical Staff in the Conditions of Personality-based Ttraining – as an Important Factor of Successful Career //
Society, Integration, Education. 2015. Vol. IV. P. 311–321. DOI: 10.17770/sie2015vol4.410
15. Alayyar G.M., Fisser P., Voogt J. Developing technological pedagogical content knowledge in pre-service science teachers: Support from blended learning // Australasian Journal of Educational Technology. 2012. Vol. 28, is. 8. P. 1298–1316. URL: https://ajet.org.au/index.php/AJET/article/view/773 (дата обращения: 27.12.2018).
16. Barbutiu S.M., Kack A. Integrating digital literacy in teacher education – the perpetual challenge of a learning organization // Edulearn16: 8th international conference on education and new learning technologies. 2016. P. 4255–4264. DOI: 10.21125/edulearn.2016.2029
17. Becuwe H., Roblin N.P., Tonduer J., Thys J., Castelein E., Voogt J. Conditions for the successful implempetion of teacher educator design teams for ICT integration: A Delphi study // Australasian Journal of Educational Technology. 2017. Vol. 33, is. 2. P. 159–172. DOI: 10.14742/ajet.2789.
18. Chopuk T., Pavliuk O., Pavliuk Y. Model of future coaches-teachers’ professional competence formation in terms of higher educational institution // Science and Education. 2017. Vol. 10. P. 5–12. DOI: 10.24195/2414-4665-2017-10-1.
19. Cober R., Tan E., Slotta J., So H.J., Konings H.D. Teachers as participatory designers: two case studies with technology-enhanced learning environments // Australasian Journal of Educational Technology. 2015. Vol. 43, is. 2. P. 203–228. DOI: 10.1007/s11251-014-9339-0.
20. Galimova E.G., Sibgatullina T.V. E-education: organizational and pedagogical conditions of its efficiency // IFTE 2017 – 3RD International forum on teacher education. 2017. Vol. 29.
P. 815–821. DOI: 10.15405/epsbs.2017.08.02.93
21. McKenney S., Kali Y., Markauskaite L., Voogt J. Teacher design knowledge for technology enhanced learning: an ecological framework for investigating assets and needs // Instructional Science. 2015. Vol. 43, is. 2. P. 181–202. DOI: 10.1007/s11251-014-9337-2
22. Morze N.V., Buinytska O.P. Raising information and communication technologies competence of scientific and pedagogical employees – a key requirement of the quality of educational process // Information technologies and learning tools. 2017. Vol. 59, is. 3. P. 189–200. URL: https://apps.webofknowledge.com/full_record.do?product=WOS&search_mode=GeneralSearch&qid=11&SID=C1lHsUZyJMow3zy PDWF&page=2&doc=17 (дата обращения: 09.01.2019).
23. Roi S. Self-educational competence of future teachers of humanities, its nature and structure // Science and Education. 2015. Vol. 8. P. 125–129. URL:https://apps.webofknowledge.com/full_record.do?product=WOS&search_mode=GeneralSearch&qid=3&SID=C1lHsUZyJMow3zyPDWF&page=2&doc=13 (дата обращения: 03.01.2019).
24. Schuler I.V., Lazutina T.V. The pedagogical conditions of reader’s culture development of the technical university student in the conditions of the modern information environment // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta-kultorologiya i iskusstvovedenie-Tomsk State university journal of cultural studies and art history. 2018. Vol. 31. P. 150–160. DOI: 10.17223/22220836/31/15
25. Tondeur J., van Braak J., Siddiq F., Scherer R. Time for a new approach to prepare future teachers for educational technology use: Its meaning and measurement // Computers & Education. 2016. Vol. 94. P. 134–150. DOI: 10.1016/j.compedu.2015.11.009
Опубликован
2019-03-30
Как цитировать
Aleksandrovna, O. (2019). ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 47(1), 60-71. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-47-1-104