СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

  • GRUZDEVA Olga Vasilyevna КГПУ им. В.П. Астафьева
Ключевые слова: детство, дети дошкольного возраста, самосознание, ценности, установки, личностные смыслы, предпосылки, условия развития самосознания, социализация, индивидуализация.

Аннотация

Проблема и цель. Статья посвящена анализу проблемы становления самосознания в дошкольном возрасте. Актуальность указанной проблемы обусловлена изменениями в системе социально-психологических условий, предпосылок развития самосознания детей. Характеризуется современный контекст развития детей, детерминирующий содержание ценностей, установок взрослых, влияющих на становление и развитие самосознания детей.

Материалы и методы исследования. Исследование по характеру является теоретическим. Использованы теоретические методы исследования: анализ, синтез, систематизация научных идей, системный, структурный, функциональный и генетический анализ проблемы; моделирование.

Результаты исследования, обсуждение. Представлено содержание и результаты подготовительного, организационного этапа исследования. Обзор основных тенденций развития общества, системы образования и анализа ключевого понятия исследования позволил обосновать актуальность изучаемой проблемы, были выделены основные противоречия, определившие цель исследования, определены новизна, значимость работы, представлена методология исследования.

Заключение. В ходе теоретического анализа проблемы определена ее сущность. Выделены существующие противоречия между объективной потребностью современного общества в обеспечении развития личности и самосознания ребенка в семье и образовательном учреждении и отсутствием целостного представления об условиях становления и развития самосознания современных дошкольников. Определено, что социальный контекст развития детей за последние 10–15 лет существенно изменился и отсутствуют научно обоснованные технологии развития самосознания в практике дошкольного образования. Автором статьи обозначена позиция в решении выделенных проблем.

Литература

1. Антилогова Л.Н. Духовно-нравственное становление личности в современных условиях // Инновационное образование и экономика. 2014. Т. 1, № 16. С. 12–15.
2. Асмолов А. Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. 367 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
4. Борисенко Ю.В. Семейные условия формирования родительской идентичности личности в современном мире // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 3 (63), т. 3. С. 93–98.
5. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия: краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2001. 144 с.
6. Воронова Е.Г., Харлампиева С.Я., Шейко Н.А.
Развитие самосознания ребенка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Актуальные вопросы современной педагогики: матер. V Междунар. науч. конф. 2014. С. 46–48.
7. Веракса Н.Е. Понимание детского развития с позиции экологической теории У. Бронфенбреннера // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2014. № 10 (52). С. 56–59.
8. Волосовец Т.В. Детствосбережение как главный вектор развития дошкольного образования в десятилетие детства // Научно-педагогическое обозрение. 2017. № 4 (18). С. 189–195.
9. Волосовец Т.В. Результаты педагогического исследования проблемы детствосбережения в дошкольном образовании // Международный научно-исследовательский журнал.
2017. № 11 (65). Ч. 2. С. 92–95. URL: https: //
kpfu.ru//staff_files/F_2019965544/__11__ 65__2017_Zhurnal_VAK.pdf
10. Гогоберидзе А.Г. Сотрудничество семьи и детского сада: новые форматы партнерства // Семья и современный социум. СПб.: Социально-гуманитарное знание, 2017. С. 311–315. (Семья и дети в современном мире).
11. Горлова Н.А. Современные дошкольники: какие они? // Обруч: образование, ребенок, ученик. 2009. № 1. С. 3–6.
12. Груздева О.В., Дьячук И.П., Лесняк В.А. Диагностика пространственной деятельности детей // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 2 (24). С. 160–164.
13. Груздева О.В., Ковалевский В.А. Интересы, потребности и особенности развития современных детей в контексте преобразований современной системы образования // Психолого-педагогические условия реализации программ развития детей гл. ред. В.А. Ковалевский; отв. за вып. О.В. Груздева; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2015. С. 5–11.
14. Груздева О.В. К проблеме обеспечения успешной социальной и образовательной адаптации детей в поликультурной образовательной среде // Сибирский вестник специального образования. 2015. № 1 (14). С. 25–27.
15. Груздева О.В. Развитие детей дошкольного возраста в контексте современной образовательной и социальной ситуации развития: монография. Красноярск, 2018. 274 с.
16. Кербис И.Ю., Груздева О.В. Повышение квалификации педагогов, психологов в современных условиях развития дошкольного образования // Психолого-педагогические и социальные условия развития и воспитания ребенка: сб. науч. ст. по психологии детства. Красноярск, 2016. С. 50–58.
17. Морозова И.С., Викдорова Н.А. Роль типа родительского поведения в процессе становления психологической суверенности подростка // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 1-1 (61). С. 135–138.
18. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1997. 432 с.
19. Особенности самоотношения и влияние на него базисных параметров индивида. URL: www.bibliofond.ru/view.aspx?id=654102#1
20. Поколение в памперсах, или Коллективный портрет современного дошкольника: круглый стол // Дошкольное образование. 2001. № 9. URL: http://dob.1september.ru/2001/09/1.htm
21. Серый А.В. Ценностные ориентации как фактор формирования и развития системы личностных смыслов индивида // Вопросы общей и дифференциальной психологии: сб. науч. тр. Кемерово, 1999. Вып. 3. С. 354–360.
22. Смирнова Е.О., Лаврентьева Т.В. Дошкольник в современном мире. М.: Дрофа, 2008. 270 с.
23. Собкин В.С. Роль социально-демографичес-ких факторов и родительской позиции в развитии ребенка-дошкольника // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22, № 2. С. 5–16.
24. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. 144 с.
25. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Питер, 1996. 312 с.
26. Якобсон С.Г., Адилова Л.Р. Становление ранних форм самосознания детей // Вопросы психологии. 2009. № 1. С. 12–22.
27. Яницкий М.С., Серый А.В. Основные методологические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности // Вестник КемГУКИ. 2012. № 19. С. 82–97.
28. Яницкий М.С., Серый А.В., Иванов М.С., Утюганов А.А., Хакимова Н.Р. Постнеклассическая педагогическая психология: ценностно-смысловой тренд: монография. Кемерово: ГБУ ДПО «КРИРПО», 2017. 202 с.
29. Heymans P., Laak J., Podolski A. Developmental tasks: a cultural analyses of human development // Developmental tasks: toward a cultural analyses of human development. Dordrecht: Kluwer, 1994. P. 3–33.
30. Parke R.D., Buriel R. Socialisation in the Family: Ethnic and Ecological Perspectives // Handbook of Child Psychology. Vol. 3: Social, Emotional, and Personality Development (5th Ed.) / W. Damon, N. Eisenberg (Eds.). New York: Wiley, 1998. P. 463–552.
31. Stryker S. Identity theory: Developments and extensions // Self and identity: Psychosocial perspectives / K. Yardley, T. Honess (Eds.). New York: Wiley, 1987. P. 89–103.
Опубликован
2019-03-30
Как цитировать
Vasilyevna, G. (2019). СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 47(1), 80-87. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-47-1-106