ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕТОДОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

Ключевые слова: проектирование, система методов, профессиональная подготовка, профес-сиональная компетентность, научные методы, дидактический принцип, научный принцип, задания-ситуации.

Аннотация

Проблема и цель. В статье рассматриваются особенности проектирования системы методов профессиональной подготовки студентов в педвузе в современной образовательной практике. Возникающие проблемы в подготовке будущего учителя отражают различные аспекты деятельности учителя и разбиваются на несколько направлений (дидактический, методический, воспитательный).

Цель статьи – рассмотреть авторский подход к проектированию системы методов профессиональной подготовки на основе научных принципов в согласовании, сочетании и соотношении разных видов деятельности преподавателя вуза и студента.

Методологию исследования составляет анализ сущности понимания методов не только как способов деятельности, но и как абстрагируемой последовательности и прогнозируемых действий. Такая трактовка системы методов строится на выделении в процессе обучения двух видов деятельности преподавателя и студента, не совпадающих друг с другом ни в содержании, ни в методах. Только в результате взаимодействия этих видов деятельности возникает функциональная связь, четко реагирующая на изменение в одном из компонентов процесса обучения. Эта связь отражает диалектическое отношение между деятельностью преподавателя и студента, поэтому является гибкой, соответствующей природе действующих компонентов в условиях внешней среды.

Результаты. Разработаны научные принципы проектирования системы методов профессиональной подготовки студента в педвузе и система задач-ситуаций, способствующие осуществлению на практике системы методов профессиональной подготовки студентов в педвузе.

Заключение. Анализируя результаты апробации спроектированной системы методов профессиональной подготовки, можно сделать вывод, что использование сформулированных научных принципов на практике позволяет повысить качество профессиональной подготовки студентов в контексте современных требований к обучению бакалавров по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (очная и заочная формы обучения).

Литература

1. Абасов З.А. Подготовка учителя к работе в инновационной среде [Электронный ресурс] // Высшее образование в России. 2002. № 6. С. 151–155. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_9569037_13457620.pdf (дата обращения: 20.11.2019).
2. Адольф В.А. Компетентностный подход в профессиональной подготовке будущего учителя в педагогическом вузе: монография [Электронный ресурс]. Красноярск: РИО КГПУ, 2003. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17062487 (дата обращения: 22.11.2019).
3. Адольф В.А. Профессиональная компетентность современного учителя: монография [Электронный ресурс]. Красноярск: Изд-во КГПУ, 1998. 310 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23285218 (дата обращения: 20.11.2019).
4. Акулова О.В. и др. Компетентностная модель современного педагога: учебно-методическое пособие // О.В. Акулова, Е.С. Заир-Бек, Е.В. Пискунова, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21219382 (дата обращения: 22.11.2019).
5. Андреев А.А. Педагогика высшей школы (Новый курс): учеб. пособие: в 2 кн. [Электронный ресурс]. М.: МЭСИ, 2002. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23793661 (дата обращения: 22.11.2019).
6. Бершадский М.Е. Ведение в когнитивную технологию обучения // Школьные технологии. 2011. № 4. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16886684 (дата обращения: 22.11.2019).
7. Ермолаева С.С. Проектирование дидактико-методической системы профессиональной подготовки студентов по гуманитарным дисциплинам в вузе // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Педагогика. 2011. № 3. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=17563218 (дата обращения: 25.11.2019).
8. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Компетентностный подход как фактор реализации инновационного образования // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2011. № 8 (87). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17013491 (дата обращения: 25.11.2019).
9. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. М., 2001. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35248265 (дата обращения: 22.11.2019).
10. Куприянова С.А. Ппедагогическое проектирование как компонент качества профессиональной подготовки будущего учителя // Культурная жизнь Юга России. 2009. № 3 (32). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12874849 (дата обращения: 25.11.2019).
11. Ланкина М.П. Теория и практика подготовки преподавателей физики в классическом университете: монография [Электронный ресурс] / Мин-во образования и науки РФ, Федер. агентство по образованию, Ом. гос. ун-т им. Ф.М. Достоевского, Лаб. методики преподавания физики. Омск, 2005. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=19970148 (дата обращения: 25.11.2019).
12. Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. М., 2005. (Энциклопедия образовательных технологий). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19926249 (дата обращения: 25.11.2019).
13. Телицына Г.В. Ценностный компонент образования как основа профессиональной педагогической подготовки студента // Среднее профессиональное образование. 2008. № 7. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12294117 (дата обращения 25.11.2019).
14. Тесленко В.И., Залезная Т.А. Профессиональное становление будущего учителя по предметам естественнонаучного цикла (бакалавра, магистра): монография [Электронный ресурс] / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013. 348 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23057520 (дата обращения: 22.11.2019).
15. Тесленко В.И., Залезная Т.А., Трубицина Е.И. Современные средства диагностики профессиональных компетенций бакалавров педагогического образования (профиль «физика»): учеб. пособие [Электронный ресурс]. Красноярск, 2013. 272 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23057517 (дата обращения: 20.11.2019).
16. An der Hochschule lehren: Praktische Ratschläge, Tricks und Lehrmethoden / M. Bräuer, R. Ährens. S. Verlag, 2014. 186 s.
URL: https://www.springer.com/de/book/9783 642420054
17. Methoden für den Unterricht: Kompakte Übersichten für Lehrende und Lernende. Wolfgang Mattes, Schöning Verlag im Westermann Schulbuch, 2011. 264 s. URL: https://www.fachportal-paedagogik.de/literatur/vollanzeige.html?FId=947287#vollanzeige
18. 2000 Methoden für für Schule und Lehrerbildung: Das Grosse Methoden-Manual für aktivierenden Unterricht / G. Gugel, B. Verlag, 2001. 447 s. URL: https://www.fachportal-paedagogik.de/literatur/vollanzeige.html?FId=929299#vollanzeige
Опубликован
2019-12-30
Как цитировать
I., T. (2019). ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕТОДОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 50(4), 88-96. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-50-4-165