ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ АНИМАЦИОННЫХ РИСУНКОВ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

  • LARIN Sergey V. КГПУ им. В.П. Астафьева
  • MAYER Valery R. КГПУ им. В.П. Астафьева
  • KOCHETKOVA Tatyana O. Сибирский федеральный университет
  • KARNAUKHOVA Olga A. Сибирский федеральный университет
Ключевые слова: анимационные рисунки, системы динамической математики, программа GeoGebra, арифметика, алгебра, геометрия, начала математического анализа.

Аннотация

Проблема и цель. Анализ публикаций, посвященных применению информационных технологий в обучении математике, показывает весьма невысокий уровень использования анимационных возможностей компьютерных сред при обучении школьному курсу алгебры и начал математического анализа. В связи с этим в статье обозначена проблема создания образовательного контента в виде анимационных рисунков, способных обеспечить эффективное компьютерное сопровождение соответствующих разделов школьного курса математики. Цель статьи – на конкретных примерах, реализованных в среде GeoGebra, показать роль и значение компьютерной анимации в обучении арифметике, алгебре и началам математического анализа.

Методология исследования – изучение и анализ литературы, связанной с использованием информационных технологий при обучении математике, обобщение опыта работы авторов по апробации методики обучения математике с использованием компьютерной анимации.

Результаты. Для создания используемых на уроках арифметики, алгебры и начал математического анализа анимационных рисунков рекомендована среда GeoGebra. Перечислены основные виды анимации, на конкретных примерах продемонстрировано использование анимационных рисунков при организации тренинга, для экспериментирования, проведения учебных исследований, для организации экспериментально-исследовательского стиля обучения.

Заключение. Предложенный на базе среды GeoGebra цифровой образовательный контент, состоящий из серии анимационных рисунков, повысит технологическую оснащенность современного практикующего учителя математики, позволит ему добиться более высоких образовательных результатов по таким разделам школьного курса математики, как арифметика, алгебра и начала математического анализа.

Литература

1. Абдулкин В.В., Калачева С.И., Кейв М.А., Ларин С.В., Майер В.Р. Компьютерная анимация в обучении математике в педагогическом вузе: монография [Электронный ресурс] / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2019. 164 с. URL: http://elib.kspu.ru/document/33659
2. Безумова О.Л., Котова С.Н., Шабанова М.В. Компьютерная поддержка решения школьных алгебраических задач средствами GEOGEBRA // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. URL: http://www.science-education.ru/107-8399
3. Вернер А.Л., Никитин А.Б., Рыжик В.И. Применение методов визуализации изучаемых объектов в школьном курсе геометрии // Компьютерные инструменты в образовании. 2008. № 4. С. 17–21. URL: https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_Per_582486
4. Дубровский В.Н. Стереометрия с компьютером // Компьютерные инструменты в образовании. 2003. № 6. С. 3–11. URL: https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_Per_500345
5. Ларин С.В. Анимационно-геометрический метод в алгебре // Информационные технологии в математике и математическом образовании: матер. IV Всерос. науч.-метод. конф. с междунар. участием / отв. ред. В.Р. Майер; КГПУ им. В.П. Астафьева. Красноярск, 18–19 ноября 2015. С. 38–42. URL: http://elib.kspu.ru/document/15960
6. Майер В.Р., Манченкова Е.О. Живая математика как средство повышения мотивации к обучению на уроках геометрии в основной школе // Информационные технологии в математике и математическом образовании: матер. IV Всерос. науч.-метод. конф. с междунар. участием / отв. ред. В.Р. Майер; КГПУ им. В.П. Астафьева. Красноярск, 18–19 ноября 2015. С. 71–73. URL: http://elib.kspu.ru/document/15960
7. Майер В.Р., Семина Е.А. Информационные технологии в обучении геометрии бакалавров – будущих учителей математики: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2014. 516 с. URL: http://elib.kspu.ru/document/12432
8. Майер В.Р. Компьютерные исследования и эксперименты при обучении геометрии // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. № 4 (22). С. 22–27. URL: http://www.kspu.ru/page-4137.html
9. Храповицкий И.С. Эвристический полигон для геометрии // Компьютерные инструменты в образовании. 2003. № 1. С. 13–21. URL: https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_Per_500340
10. Шуман Х. Интерактивное конструирование в виртуальном пространстве с помощью Cabri 3D // Компьютерные инструменты в образовании. 2006. № 2. С. 43–51.
URL: http://ipo.spb.ru/journal/index.php?ma-gazines/2006/2/e
11. Alferov M., Belorukova M., Nenkov V., Mayer V., Klekovkin G., Ovchinnikova R., Shabanova M., Yastrebov A. Encyсlopedia of Notable Plane Curves – an International Network Research Project within the Frames of MITE // Mathematics and Informatics. 2018.
№ 6 (61). P. 566–584. URL: https://mathinfo.azbuki.bg/matematics/matharticles2016-3/6-lxi-2018
12. Grozdev S., Nenkov V. Sets of points, generated by a pair of isosceles triangles with a special location of their bases // Mathematics and Informatics. 2018. № 4 (61). P. 378–395. URL: https://mathinfo.azbuki.bg/matematics/matharticles2016-3/4-lxi-2018
13. Grozdev S., Okumura H., Dekov D. Mathematical projects in dynamic environment // Mathematics and Informatics. 2018. № 2 (61). P. 171–174. URL: https://mathinfo.azbuki.bg/matematics/matharticles2016-4/2-lxii-2019/
14. Gushev A. Mathematical projects in dynamic environment // Mathematics and Informatics. 2018. № 2 (61). P. 125–143. URL: https://mathinfo.azbuki.bg/matematics/matharticles2016-4/2-lxii-2019/
15. Larin S., Mayer V. The role of computer animation in mathematics teaching // Mathematics and Informatics. 2018. № 6 (61). P. 542–552. URL: https://mathinfo.azbuki.bg/matematics/matharticles2016-3/6-lxi-2018
16. Nenkov V. Construction of a type of algebraic curves in the plane of a triangle // Mathematics and Informatics. 2018. № 5 (61). P. 481–497. URL: https://mathinfo.azbuki.bg/matematics/matharticles2016-3/5-lxi-2018
17. Nenkov V., Stefanov S., Haimov H. Extremal properties of the lemoine point in the quadrilateral // Mathematics and Informatics. 2019. № 2 (62). P. 216–228.
18. Stefanov S. Incenter of a quadrilateral // Mathematics and Informatics. 2018. № 4 (61). P. 338–351. URL: https://mathinfo.azbuki.bg/matematics/matharticles2016-3/4-lxi-2018
19. Shabanova M., Udovenko L., Nimatuliev M. Experimental mathematics as environment for the preparation of students for research in the form «Science 2.0» // Mathematics and Informatics. 2019. № 2 (62). P. 168–179. URL: https://mathinfo.azbuki.bg/matematics/matharticles2016-4/2-lxii-2019
Опубликован
2020-03-30
Как цитировать
V., L., R., M., O., K., & A., K. (2020). ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ АНИМАЦИОННЫХ РИСУНКОВ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 51(1), 6-14. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-51-1-178