ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВХОЖДЕНИЯ ШКОЛЫ В СЕТЕВОЙ ПРОЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КЛАСТЕРНОЙ ПЛАТФОРМЫ «МЕГА-КЛАСС»

  • POPOVA Lidiya V. МОУ «Лицей № 1»
  • YAKOVLEVA Tatyana A. КГПУ им. В.П. Астафьева
Ключевые слова: образовательный кластер, сетевой проект, мега-урок, инженерно-технологическое образование, организационно-педагогические условия.

Аннотация

Проблема и цель. Актуальность проблемы организации учебной деятельности школы в образовательных кластерах связана с отсутствием нормативно-правовой и учебно-методической базы участия в сетевых проектах. Необходимость вхождения становится очевидной с появлением концепции преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, национальной технологической инициативы.

Цель работы – обоснование и представление организационно-педагогических условий вхождения школы в сетевой проект образовательной кластерной технологической платформы «Мега-класс» для формирования инженерно-технологических компетенций школьников.

Методологию исследования составляют анализ литературы, посвященной опыту организации учебного процесса в образовательных кластерах; анализ основных направлений развития основного общего и дополнительного образования, заложенных в Национальной технологической инициативе; анализ Концепции преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы; анализ Концепции кластерной технологической платформы «Мегакласс».

Результаты. На основании анализа проблем экспериментального участия лицея № 1 в сетевых проектах на кластерной технологической платформе «Мега-класс» обоснованы и описаны организационные и педагогические условия успешного вхождения школы в сетевой образовательный кластер, реализующий кооперацию общеобразовательной школы, вуза и бизнеса.

Заключение. Разработанная модель позволит создать в образовательном учреждении инновационную образовательную среду для повышения качества обучения школьников и квалификации педагогических работников в контексте Концепции технологического образования и Национальной технологической инициативы.

Материалы статьи представляют интерес для администрации и учителей школ, желающих участвовать в сетевых образовательных проектах.

Литература

1. Аверьянова Т.А., Касатова Г.А. Педагогические условия формирования технологической культуры обучающихся школы // Мир науки: интернет-журнал. 2018. № 6. С. 32–45. URL: https://mir-nauki.com/PDF/74PDMN618.pdf
2. Васин Е.К. Смешанное обучение на основе информационных технологий как форма реализации учебного процесса в общеобразовательной школе // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2016. Т. 21, вып. 2 (154). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smeshannoe-obuchenie-na-osnove-informatsionnyh-tehnologiy-kak-forma-realizatsii-uchebnogo-protsessa-v-obscheobrazovatelnoy-shkole/viewer
3. Захарова И.Г., Лапчик М.П., Пак Н.И., Рагулина М.И., Тимкин С.Л., Удалов С.Р., Федорова Г.А., Хеннер Е.К. Современные проблемы информатизации образования: кол. монография. Омск, 2017. С. 404. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30019201
4. Ивкина Л.М., Кулакова И.А., Пак Н.И., Романов Д.В., Симонова А.Л., Сокольская М.А.,
Хегай Л.Б., Яковлева Т.А. Мега-класс как инновационная модель обучения информатике с использованием ДОТ и СПО: кол. монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2014. 196 c. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23059015
5. Ивкина Л.М., Хегай Л.Б. Методическое сопровождение мега-уроков в условиях глобализации учебного процесса // Информатика и образование. 2015. № 10.
6. Ивкина К.И., Ивкина Л.М., Кухтина Е.С. Платформа «Мега-класс» как условие обеспечения непрерывной педагогической практики студентов-бакалавров // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Сер.: Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании. 2016. Т. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/platforma-mega-klass-kak-uslovie-obespecheniya-nepreryvnoy-pedagogicheskoy-praktiki-studentov-bakalavrov/viewer
7. Ивкина Л.М., Пак Н.И. Технология «мегакласс» как средство коллективной учебной деятельности в образовательных кластерах // Открытое образование. 2015. № 5. С. 32–38. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-mega-klass-kak-sredstvo-kollektivnoy-uchebnoy-deyatelnosti-v-obrazovatelnyh-klasterah/viewer
8. Королева Н.Ю. Виртуальная среда обучения предмету как интерпретация методической системы обучения в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnaya-sreda-obucheniya-predmetu-kak-interpretatsiya-metodicheskoy-sistemy-obucheniya-v-usloviyah-ikt-nasyschennoy/viewer
9. Логвинова О.Н., Махотин Д.А. Направления модернизации предмета «Технология»: мнение учителей, обучающихся и их родителей // Школа и производство. 2017. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-metodiki-prepodavaniya-obrazovatelnoy-oblasti-tehnologiya-v-srednih-obscheobrazovatelnyh-shkolah/viewer
10. Матушанский Г.У., Гарифуллина Р.Р., Бакеева Р.Ф. Инновационные территориальные образовательные кластеры: зарубежный и отечественный опыт // Вестник Казанского технологического университета, 2014. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-territorialnye-obrazovatelnye-klastery-zarubezhnyy-i-otechestvennyy-opyt/viewer
11. Мирошкина М.Р. Цифровое поколение. Портрет в контексте педагогического профессионального образования // Социальная педагогика в России: научно-методический журнал. 2018. № 3. URL: https://docplayer.ru/63767114-Cifrovoe-pokolenie-portret-v-kontekste-obrazovaniya-mezhdisciplinarnoe-issledovanie-1.html
12. Орешкина А.К., Махотин Д.С., Логвинова О.Н. Модернизация предметной области «Технология»: итоги экспертного обсуждения // Школа и производство. 2016. № 8. URL: http://www.predmetconcept.ru/subject-form/technology
13. Орешкина А.К., Махотин Д.С., Логвинова О.Н. Подходы к модернизации содержания и технологий обучения в предметной области «Технология». URL: http://www.ac-raee.ru/files/io/m21/art_9.pdf
14. Пак Н.И. Инновационная технология «Мега-класс» как синергетическое средство обучения в образовательных кластерах // Информатизация образования-2015: Междунар. науч.-практ. конф. Казань, 2015. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23947925
15. Пак Н.И. От классно-урочной системы к кластерному образованию: образовательная технологическая платформа «Мега-класс» // Информатизация образования-2016: Междунар. науч.-практ. конф. г. Сочи, М.: Изд-во СГУ, 2016. С. 467–475. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28967512
16. Федорова Г.А. Профессиональная подготовка учителей к реализации дистанционных образовательных технологий в современной школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015. № 1. С. 35–37. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-podgotovka-uchiteley-k-realizatsii-distantsionnyh-obrazovatelnyh-tehnologiy-v-sovremennoy-shkole-2/viewer
17. Aitbayeva G.D., Zhubanova M.K., Kulgildinova T.A., Tusupbekova G.M., Uaisova G.I. Formation of education clusters as a way to improve education // International Journal of Environmental & Science Education. 2016. № 11 (9). P. 3053–3064. URL: http://www.ijese.net/makale/208. doi: 10.12973/ijese.2016.735a
18. Azorín C.M., Muijs D. Networks and collaboration in Spanish educational policy // Educational Research. 2017. № 59 (3). P. 273–296.
URL: https://www.tandfonline.com/eprint/mukwQnYqdhab2KxtgN6A/full. doi: 10.1080/00131881.2017.134181.
19. De Oliveira F.S., dos Santos S.C. PBL in the teaching of computer networks: The role of LMS PBL-Maestro in the management and authenticity of the learning environment // Computer Applications in Engineering Education. 2018. № 26 (4). P. 959–979. URL: https://www.researchgate.net/publication/280233516_Applying_PBL_in_Project Management_Education_a_Case_Study_of_an_Undergraduate_Course. doi: 10.1002/cae.21948.
20. Calutta R. From innovation clusters to datapalooza: Accelerating innovation in educational technology // Educause Review. 2012–2015. URL: http://www.educause.edu/ero/article/innovation-clusters-datapalooza-accelerating-innovationeducational-technology
21. Garcia Aretio L., Garcia Blanco M. Distance education models linked to technological developments // Porta Linguarum. 2016. P. 17–29. URL: https://www.researchgate.net/publication/310799886_Modelos educativos_a_distancia_ligados_a_los_desarrollos_tecnologicos
22. Kandiawan B., Budiarsi, Hermawan D.A., Sidek S.B., Kamalrudin M.B. Characteristics and significance of high school distance learning // Opcion. 2018. № 34 (85). P. 1217–1230. URL: https://www.researchgate.net/publication/331044719_Characteristics_and significance_of_high_school_distance_learning
23. Steve C., Steve C. Teaching computer science in context // ACM Inroads. 2010. № 1 (1). P. 5–8. URL: https://www.researchgate.net/publication/234794185_Teaching_computer science_in_context
24. Terek L., Ivanović A., Terzić I., Telek K., Šćepanović N. Professional development programs as a support for teachers at the beginning of their career // Croatian Journal of Education. 2015. № 17 (2). URL: https://www.researchgate.net/publication/281613537_Professional Development_Programs_as_a_Support_for_Teachers_at_the_Beginning_of_Their Career_Programi_profesionalnog_razvoja_podrske_uciteljima_na_pocetku njihove_karijere
Опубликован
2020-03-30
Как цитировать
V., P., & A., Y. (2020). ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВХОЖДЕНИЯ ШКОЛЫ В СЕТЕВОЙ ПРОЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КЛАСТЕРНОЙ ПЛАТФОРМЫ «МЕГА-КЛАСС». Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 51(1), 15-28. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-51-1-179