ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

  • CHERNOVA Elena A. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина https://orcid.org/0000-0002-3643-4009
  • KURILOVICH Nadezhda V. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
  • KURIN Andrey Yu. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
Ключевые слова: социальная успешность, младшие школьники с ОВЗ, формирование, основные принципы.

Аннотация

Проблема и цель. В статье рассматривается необходимость формирования социальной успешности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как фактор успешного вхождения и адаптации в обществе.

Методологию исследования составляет анализ научных публикаций, в которых исследовалась сущность понятий «успешность» и «социальная успешность» младших школьников с ОВЗ с позиции педагогики, психологии, социологии и изучались принципы формирования социальной успешности младших школьников с ОВЗ как отечественных, так и зарубежных авторов.

Результаты исследования. Уточняется понятие социальной успешности младших школьников с ОВЗ как интегрального личностного образования в процессе деятельности, которая отражает их достижения в социальной сфере, качество духовной и социальной жизни, ведет к самореализации. Выделены оптимальные условия для развития их личности с учетом особенностей психофизического развития и опорой на сохранные функции: помощь взрослых в освоении новых социальных ролей с целью расширения и разнообразия их социального опыта и налаживания межличностного взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, помощь в решении трудных жизненных ситуаций.

Заключение. В ходе исследования установлено, что в основе формирования социальной успешности младших школьников с ОВЗ лежат принципы: создание условий для позитивной социализации младших школьников с ОВЗ; педагогическая поддержка социального развития ребенка; социальная поддержка и помощь детям в преодолении проблемных ситуаций; опора на сохранные функции детей, основанная на комплексном изучении их личности; закрепление успехов и достижений детей через демонстрацию и признание их общественно-личностной значимости.

Литература

1. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические приемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2002. 480 с.
2. Вебер М. Избранные произведения / пер. с нем. сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. 808 с. URL: https://vk.com/doc320060371_461363744 (дата обращения: 25.05.2020).
3. Ведерникова Л.В. и др. Социальная успешность школьников как результат профилактики их виктимности / Л.В. Ведерникова, О.А. Поворознюк, О.Г. Бырдина, О.В. Дубровина // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 3. С. 8–13.
4. Глассер У. Школы без неудачников. М.: Прогресс, 1991. 166 с. URL: https://www.studmed.ru/view/glasser-u-shkoly-bez-neudachnikov_b72ed65155a.html (дата обращения: 26.05.2020).
5. Зауторова Э.В. Использование ситуации успеха в условиях дополнительного образования // Формирование успешности ребенка – целевая функция дополнительного образования: матер. межрег. науч.-практ. конф. Кострома, 21 мая 2019 г. Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-т, 2019. С. 51–54.
6. Ильин В. Анатомия социального успеха в географическом пространстве // Телескоп 2014. № 6 (108). С. 29–33.
7. Коллинз Р. Социология философий. Глобальная теория интеллектуального изменения / пер. Н.С. Розова. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002. 1282 с.
8. Леонтьев А.Н. Философия психологии: из научного наследия / под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. 228 с.
9. Русанова Л.Н. Социальная успешность подростка // Гуманитарный вестник. 2019. № 8. С. 119–124.
10. Согомонов А.Ю. Генеология успеха и неудач. М.: Солтэкс, 2005. 384 с. (Библиотека Центра социологического образования).
11. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Ушинский К.Д. Избранные сочинения. М.: Юрайт, 2019. 354 с.
12. Хокинг С. Моя краткая история / пер. с англ. А. Сергеева. СПб.: Торгово-издательс-кий дом «Амфора», 2014. 134 с. URL: https://www.eduspb.com/public/books/byograf/khoking_s_-_moya_kratkaya_istoria_-_spb_amfora.pdf (дата обращения: 26.05.2020).
13. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 544 с.
14. Шуфань Чжуан. Образование в КНР для лиц с ограниченными возможностями и развитие высшего специального образования в Чанчуньском университете // Иностранные языки в высшей школе. 2011. № 1 (16). С. 113–120. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_16905342_24379403.pdf (дата обращения: 26.05.2020).
15. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. 208 с.
Опубликован
2020-06-30
Как цитировать
A., C., V., K., & Yu., K. (2020). ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 52(2), 17-23. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-52-2-196