КОМПЕТЕНЦИЯ САМОРАЗВИТИЯ ПЕРВОКУРСНИКА ВУЗА КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРОБЛЕМА

  • SYSOEVA Yekaterina V. Вологодская государственная молочно-хозяйственная академия им. Н.В. Верещагина
Ключевые слова: компетенция саморазвития студентов-первокурсников вуза, экзистенциальный подход, междисциплинарность, федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования.

Аннотация

Проблема и цель. В статье анализируется фило-софско-социологическая и психолого-педагогическая литература по проблеме формирования универсальной компетенции саморазвития при подготовке студентов вуза. Проблема состоит в универсальном характере указанной компетенции и неоднозначности ее трактовки и выделения структурных компонентов. Цель статьи – уточнить определение компетенции саморазвития студентов-первокурсников вуза с позиций экзистенциального подхода М.И. Рожкова.

Методология исследования заключается в анализе и обобщении нормативно-правовых актов, программных документов в области высшего образования, работ отечественных и зарубежных исследователей по проблеме саморазвития обучающихся.

Результатом исследования является уточненное определение «компетенция саморазвития» студентов-первокурсников вуза в русле экзистенциального подхода с учетом выявленных возрастных особенностей, специфики учебной мотивации и социально-психологической адаптации обучающихся на этапе перехода из средней в высшую школу.

Заключение. Рассмотренная и предложенная в статье уточненная трактовка понятия «компетенция саморазвития первокурсников вуза», выявленные структурные компоненты компетенции саморазвития первокурсников вуза позволяют преподавателю своевременно определять уровень и развивать способность обучающихся к прогнозированию согласно мотивационно-целевой, когнитивно-прогностической деятельностной и рефлексивной составляющим компетенции саморазвития в русле современных требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 3++, разработанного на основе профессиональных стандартов и утвержденного в 2017 г.

Литература

1. Алексеев Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики: монография. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1996. 216 с.
2. Анонова С.И. О социально-психологической адаптации обучающихся в вузе // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № 5. С. 43–48.
3. Афанасенкова Е.Л. Различия в учебной мотивации студентов I и IV курсов гуманитарных направлений подготовки // Педагогическое образование в России. 2017. № 10. С. 72–80.
4. Афонина Т.Н., Гайдамакина И.В. Динамика факторов социальной адаптации студенчества (по материалам социологических исследований) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2016. № 10 (231). С. 30–35.
5. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Мотивация получения высшего образования у студентов первого и выпускного курсов (сравнительный анализ) // Высшее образование в России. 2017. № 2 (209). С. 70–77.
6. Рожков М.И. Индивидуализация воспитания: экзистенциальный подход // Воспитание в контексте междисциплинарного подхода: сб. науч. тр. Владимир: Издатель И. Шалыгина; М., 2009. 428 с.
7. Arandia A.M.H., Caranto M., Padagas R. Towards complementarity and curricular improvements of the courses on strategies for personal development, freshmen orientation seminar, and understanding the self // Universal Journal of Educational Research. 2020. № 8 (7). P. 3055–3063. DOI: 10.13189/ujer.2020.080734
8. Chen H., Ling L., Ma Y., Wen Y. Suggestions for Chinese university freshmen based on adaptability analysis and sustainable development education // Sustainability. 2020. № 12 (4). Р. 1371. DOI: 10.3390/su12041371
9. Iyai D.A., Syaranamual S., Yaku A. Improving academic skills on freshmen student performance in mastering learning skills // Journal Pendidikan Indonesia. 2020. № 9 (4).
10. Lang A. Whole person education and academic achievement in college freshmen: implications for mathematics education. 2019. DOI: 10.13140/RG.2.2.22585.62565
11. Lee J.W. Personal traits and information behavior: the case of college freshmen // Journal of Korean Library and Information Science Society. 2009. № 40 (2). Р. 161–182. DOI: 10.16981/kliss.40.2.200906.161
12. Pereira D., Hächler P., Elfering A. Recovery experiences during vacation and their association with job stressors and health // Escritos de Psicología. 2017. № 10 (1). P. 13–30. DOI: 10.5231/psy.writ.2017.1001
13. Tak J., Cho J., Jung H., Cho J.. The effects of coaching program on enhancing proactive personality for college freshmen // Korean Journal of Youth Studies. 2017. № 24 (8). P. 55–81. DOI: 10.21509/KJYS.2017.08.24.8.55
Опубликован
2020-12-30
Как цитировать
V., S. (2020). КОМПЕТЕНЦИЯ САМОРАЗВИТИЯ ПЕРВОКУРСНИКА ВУЗА КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРОБЛЕМА. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 54(4), 74-79. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-54-4-243