ИСТОРИКО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ В РОССИИ

  • MARTIROSOVA Tatyana A. Сибирский государственный университет науки и технологий им. М.Ф. Решетнёва https://orcid.org/0000-0002-2193-3120
  • KONDRASHOVA Elena D. Сибирский государственный университет науки и технологий им. М.Ф. Решетнёва https://orcid.org/0000-0003-1455-8139
  • LOGINOV Denis V. Сибирский государственный университет науки и технологий им. М.Ф. Решетнёва https://orcid.org/0000-0002-0142-3473
Ключевые слова: художественная гимнастика, историко-аналитический подход, композиция, элементы, развитие, вид спорта, танец, гимнастическая система.

Аннотация

Постановка проблемы. В законодательстве Российской Федерации физическая культура и спорт прописаны как важнейшие компоненты целостного развития личности. Физическая культура и спорт представлены совокупностью достижений в деле оздоровления, формирования здорового образа жизни населения России. Несмотря на то что художественная гимнастика – это относительно молодой вид спорта, она должна являться физкультурно-спортивной практикой творческого освоения ценностей спорта, активно использоваться для всестороннего развития населения России. Ее средства и методы должны служить повышению спортивного мастерства гимнасток России для представления их на международной арене, само-совершенствованию, повышению работоспособности, устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, снижению заболеваемости с целью сохранения генофонда страны.

Цель исследования – на основе историко-аналитического подхода к развитию художественной гимнастики в России выявить и сформулировать основные критерии мастерства спортсменок в современной художественной гимнастике.

Методология (материалы и методы). Обзор научной литературы показал, что исследование развития художественной гимнастики на основе историко-аналитического подхода – это эмпирическая составляющая для выявления и установления общих исторических закономерностей. Исторические явления анализируются на основе логического метода изучения. Принцип конкретно-исторического исследования предполагает изучение содержательной истории изучаемого предмета в конкретных эмпирических

проявлениях, а абстрактно-исторический принцип выявляет историческую закономерность, не обращаясь к самой эмпирической истории. Абстрактно-исторический принцип реконструирует выделенную закономерность на основе теоретических предпосылок. Знания, полученные в ходе изучения прошлого, указывают на самостоятельную ценность информации. В основе историко-аналитического подхода лежит «принцип историзма». В широком смысле этот принцип означает необходимость рассматривать изучаемое явление в его настоящем состоянии с позиции прошлого, определяя преемственность между историческими формами.

Результаты исследования. В рамках историко-аналитического подхода сформированы основные критерии в современной художественной гимнастике, которые послужат повышению спортивного мастерства гимнасток.

Выводы. Сформированы основные критерии современной художественной гимнастики, выявленные на основе гимнастических систем конца XIX – начала XX в.: техническое и художественное исполнение композиций. Первое отражает технико-эстетические характеристики гимнастических элементов и комбинаций: осанку, выворотность ног, точность движений, легкость, законченность, слитность. Второе выявляет способность гимнасток создавать художественный образ, передавать чувства и настроение посредством выразительности жестов и мимики, музыкальности и танцевальности.

Литература

1. Вдовиченко Л.Л. Идентичность через большие спортивные мероприятия. Столкновение с неравным миром: вызовы глобальной социологии: XVIII Всемир. социол. конгресс ISA. Иокогама, Япония, 13–19 июля 2014 г. 1025 с.
2. Волконский С.М. Художественные отклики: ст. о театре, музыке, пантомиме. М.: Либроком, 2012. 163 с.
3. Гинкевич И.В. Организация и проведение занятий по методике «Школа движений» на начальном этапе спортивной подготовки в сложнокоординационных видах спорта // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 3. С. 220–226. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-i-provedenie-zanyatiy-po-metodike-shkola-dvizheniy-na-nachalnom-etape-sportivnoy-podgotovki-v-slozhnokoordinatsionnyh
4. Дункан А. Моя жизнь. М. 1930. 163 с.
5. Зубкова А.Ю. Использование элементов художественной гимнастики на занятиях по физической культуре для студентов вуза // Теория и практика физической культуры. 2013. № 10. С. 24. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-elementov-hudozhestvennoy-gimnastiki-na-zanyatiyah-po-fizicheskoy-kulture-dlya-studentov-vuza
6. Иноземцева Е.С., Хацкалева Е.Г. Средства тренировки перебросок в групповых упражнениях художественной гимнастики // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 11 (53). С. 99–101. DOI: 10.18454/IRJ.2016.53.099
7. Князева М.Л. Ключ к самосозиданию [Электронный ресурс]. М.: Молодая гвардия, 1990. С. 22–24. URL: https://vikent.ru/author/1383/
8. Найпак В.Д. Начало пути // Гимнастика: сб. М., 1985. Вып. 1. С. 57–61. URL: http://sportlib.su/Annuals/Gymnastics/1985N1/p57-61.htm
9. Паршикова Н.В., Изаак С.И., Коваленко Г.В. Россия – спортивная держава: история и современность // Теория и практика физической культуры. 2019. № 10. С. 3–6.
10. Передельский А.А., Селезнев П.С., Федя- кин И.В. Спорт и политика в аспекте методологического анализа // Теория и практика физической культуры. 2019. № 12. С. 11–13.
11. Поэзия движения: К истории создания художественной гимнастики в Ленинграде: сб. / сост. И.Н. Ионина. Л.: Лениздат, 1987. 157 с.
12. Тейдер В.А. Дункан в Советской России // Вопросы театрального искусства. М.: ГИТИС, 1977. С. 371–374.
13. Транбаева Э.Н. Композиционные основы упражнений художественной гимнастики // Известия вузов. Кыргызский национальный университет. 2005. № 6. С. 169–170.
14. Шахов А.А., Егоров А.И., Ольховский Р.М. Региональный студенческий спорт: опыт прошлого, современное состояние, перспективы развития. Теория и практика физической культуры. 2019. № 10. С. 99–102.
15. Dutoit C.L. Music, movement, therapy. London, 1977. 32 p.
16. Games of the XXIX Olympiad in Beijing (CHN). Rhythmic Gymnastics / Federation International de Gymnastique // World of Gymnastics. 2008. № 55. P. 28–36.
17. Jaques-Dalcroze E. Rhythm, Music & Education. London, 1980. 18 p. URL: https://archive.org/details/rhythmmusiceduca00jaqu/page/n9/mode/2up
18. Munoz M.T., de la Piedra C., Barrios V., Garrido G., Argente J. Changes in bone density and bone markers in rhythmic gymnasts and ballet dancers: implications for puberty and leptin levels // Eur. J. Endocrinol. 2004. № 151 (4). P. 491–496. DOI:10.1530/eje.0.1510491.
19. Rhythmic Gymnastics Would Championships in Patras, Greece / Federation International de Gymnastique // World of Gymnastics. 2008. № 53. P. 14–32.
20. Rhythmic Gymnastics Would Championships in Montpellier (FRA) / Federation International de Gymnastique // World of Gymnastics. 2011. № 63. P. 26–28.
21. Youth Olympic Games in Singapore, Singapore. Rhythmic Gymnastics Individual All-around Final / Federation International de Gymnastique // World of Gymnastics. 2010. № 61. P. 6–36.
Опубликован
2020-12-30
Как цитировать
A., M., D., K., & V., L. (2020). ИСТОРИКО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ В РОССИИ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 54(4), 80-87. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-54-4-244