ОСОБЕННОСТИ ЦВЕТОВЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ

  • BOLSHUNOVA Natalya Ya. Новосибирский государственный педагогический университет https://orcid.org/0000-0001-8826-1499
  • KHROMOVA Tatiana I. Новосибирский государственный педагогический университет https://orcid.org/0000-0001-8593-1442
Ключевые слова: эмоциональная сфера, эмоциональный интеллект, эмоционально-личностные особенности, цвет, цветовые предпочтения, воздействие цвета, цветоэмоциональные проявления, подростковый возраст, юношеский возраст.

Аннотация

Проблема и цель. В статье рассматривается проблема изучения эмоциональной сферы личности, в частности эмоционального интеллекта, в современных социокультурных условиях, обусловленная изменением отношений человека с реальным и виртуаль-ным миром и необходимостью специальных усилий, направленных на развитие эмоциональной сферы личности. Определяется значение развития эмоционального интеллекта, соответствующего возрасту. Цель статьи – выявление возрастной специфики цветовых предпочтений и их связи с некоторыми личностными особенностями, представленными в параметрах эмоционального интеллекта в подростковом и юношеском возрасте.

Методологию исследования составляют работы отечественных и зарубежных авторов в отношении цвета, который образует пространство жизни человека, оказывает многоуровневое влияние на его эмоциональную сферу и способствует ее обогащению; анализ и обобщение положений о соотношении цветового восприятия и эмоций.

Результаты. Проведенное исследование позволило установить, что для подросткового и юношеского возраста характерно предпочтение различных цветов, причем предпочитаемые цвета взаимосвязаны с разными сторонами эмоционального интеллекта, отражая возрастную специфику эмоционально-личностных особенностей. Эти данные, с одной стороны, могут помочь в понимании специфики эмоциональной сферы подростков и юношей, а с другой – создают предпосылки для разработки нормативных критериев диагностики цветовых предпочтений как маркеров эмоциональных состояний в определенном возрасте.

Заключение. Результаты исследования вносят вклад в развитие представлений о соотношении цветовых предпочтений с эмоциональным интеллектом в подростковом и юношеском возрасте. Его основные положения могут применяться практическими психологами для использования потенциальных возможностей цвета в качестве инструмента диагностики и коррекции эмоциональных состояний и эмоцио-нального интеллекта, а также с целью регулирования эмоциональных состояний посредством организации цветовой среды.

Литература

1. Базыма Б.А. Психология цвета: теория и практика. СПб.: Речь, 2007. 205 с.
2. Беляев С.А. Разработка и стандартизация методики «Уровень эмоционального интеллекта» // Психологический журнал. 2009. № 2. С. 9–17. URL: http://elibrary.miu.by/journals!/item.pj/issue.22/article.2.html (дата обращения: 01.03.2020).
3. Болшунова Н.Я. Кризис детства или кризис взрослости: проблема отношений детского и взрослого общества в современном мире // Развитие человека в современном мире. 2019. № 1. С. 7–17. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37522929 (дата обращения: 01.12.2020).
4. Гензе Е.В. Особенности эмоционального интеллекта подростков // Вестник Северо-Казахстанского государственного университета им. М. Козыбаева. 2015. № 4 (29). С. 29–33. URI: http://repository.nkzu.kz/id/eprint/6318 (дата обращения: 19.12.2019).
5. Добрин А.В. Особенности влияния эмоционального интеллекта на показатели кардиоритма младших школьников // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т. 7, № 5. С. 94–111. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1705.07
6. Дьячук А.А., Петрулевич И.В. Особенности эмоционального интеллекта подростков с различным социометрическим статусом // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2019. № 50 (4). 154–162. URL: https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-50-4-171 (дата обращения: 10.10.2020).
7. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3–22. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26114976 (дата обращения: 10.10.2019).
8. Пахомова А.В. Цветотерапия как новая отрасль светодизайна // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. 2017. Т. 1 С. 436–440. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29959942 (дата обращения: 14.02.2020).
9. Прокофьева Л.П. Звуко-цветовая ассоциация в языковом сознании и тексте: универсальный, национальный и индивидуальный аспекты. Saarbrücken: LAP LAMBERT, 2011. 426 с.
10. Савченков А.В., Забродина И.В. Эмоциональная устойчивость личности будущего педагога как социально-психологический фактор формирования профессиональной идентичности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 8. С. 142–146.
11. Серов Н.В. Лечение цветом. Архетип и фигура. СПб.: Речь, 2005. 224 с.
12. Серов Н.В. Цвет культуры. Психология, культурология, физиология. СПб.: Речь, 2004. 672 с.
13. Серов Н.В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма: монография. Саратов: Вузовское образование, 2013. 59 c.
14. Хромова Т.И. Особенности цветовых предпочтений личности во взаимосвязи с уровнем эмоционального интеллекта в период подросткового и юношеского возраста // Сибирь, Россия, мир в исследовательском и образовательном пространстве: матер. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. памяти проф. В.И. Соболева. Новосибирск: Новос. гос. пед. ун-т. 2019. С. 69–73. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41197598 (дата обращения: 13.01.2020).
15. Юрьева О.В. Эмоциональный интеллект и особенности самоактуализации личности // Вестник ПНИПУ. 2019. № 1. С. 55–65. DOI: 10.15593/2224-9354/2019.1.5 http://vestnik.pstu.ru/soc-eco/about/inf
16. Ярошук Д.В. Эмоциональная устойчивость личности как значимый фактор поведения в экстремальных ситуациях // Известия Южного федерального университета. Сер.: Педагогические науки. 2016. № 2. С. 105–112.
17. Chopra P., Kanji G. Emotional intelligence: A catalyst for inspirational leadership and management excellence // Total Quality Management & Business Excellence. 2010. Vol. 21, is. 10. P. 971–1004. DOI: https://doi.org/10.1080/14783363.2010.487704
18. Dulewicz V., Higgs M. Can emotional intelligence be developed? // The International Journal of Human Resource Management. 2004. Vol. 15, is. 1. P. 95–111. DOI: https://doi.org/10.1080/0958519032000157366
19. Felton J., Collado A., Havewala M., Shadur J., MacPherson L., Lejuez C. Distress tolerance interacts with negative life events to predict depressive symptoms across adolescence // Journal of Clinical Child & Adolescent Psychology. 2019. Vol. 48, is. 4. P. 633–642. DOI: https://doi.org/10.1080/15374416.2017.1405354
20. Garrett-Peters P.T., Castro V.L., Halberstadt A.G. Parents’ beliefs about children’s emotions, children’s emotion understanding, and classroom adjustment in middle childhood // Social Development. 2016. No. 26 (3). P. 575–590. DOI: https://doi.org/10.1111/sode.12222
21. Jacoby B. Educating students for civic engagement: What the arts have to do with it // Journal of College and Character. 2019. Vol. 20, is. 4. P. 359–366. DOI: https://doi.org/10.1080/2194587X.2019.1669467
22. Lennarz H., Lichtwarck-Aschoff A., Timmerman M., Granic I. Emotion differentiation and its relation with emotional well-being in adolescents // Cognition and Emotion. 2018. Vol. 32, is. 3. P. 651–657. DOI: https://doi.org/10.1080/02699931.2017.1338177
23. Pearson A., Weinberg A. The impact of counsellor training on emotional intelligence // British Journal of Guidance & Counselling. 2017. Vol. 45, is. 5. P. 610–621. DOI: https://doi.org/10.1080/03069885.2016.1226496
24. Viana K., Zambrana M., Karevold E., Pons F. Emotions in motion: impact of emotion understanding on children’s peer action coordination // Cognition and Emotion. 2020. Vol. 34, is. 4. P. 831–838. DOI: https://doi.org/10.1080/02699931.2019.1669535
25. Wante L., Beveren M.-L., Theuwis L., Braet C. The effects of emotion regulation strategies on positive and negative affect in early adolescents // Cognition and Emotion. 2018. Vol. 32, is. 5. P. 988–1002. DOI: https://doi.org/10.1080/02699931.2017.1374242
Опубликован
2021-03-30
Как цитировать
Ya., B., & I., K. (2021). ОСОБЕННОСТИ ЦВЕТОВЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 55(1), 68-79. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-55-1-260