МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТИВНОГО ПОДХОДА

  • Olga V. Khromova гимна- зия № 10 (Красноярск)
  • Tatiana A. Yakovleva КГПУ им. Астафьева
  • Tatyana P. Baginskaia гимназия № 10 (Красноярск)
Ключевые слова: профильная ориентация, учебно-исследовательская и проектная деятельность старшеклассников, моделирование, проективный подход.

Аннотация

Проблема и цель. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования ориентирует образовательные программы старшей общеобразовательной школы на решение новой для нее задачи – формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования. Для решения этой задачи необходимо создание системы организационно-методического и ресурсного обеспечения учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся. Педагогический коллектив образовательной организации сталкивается с проблемой – какими должны быть педагогические условия формирования готовности обучающихся общеобразовательной школы в решении учебно-исследовательских и проектных задач; как сделать обучающегося субъектом образовательного процесса, способным задавать себе векторы развития. Цель данной статьи – в представлении и обосновании модели организации профильно-ориентированной проектно-исследовательской деятельности обучающихся в старшей школе на основе проективного подхода.

Методологию исследования составили методы моделирования педагогических процессов; проективный подход; методы анализа и обобщения нормативных документов в сфере общего образования; научно-исследовательские работы отечественных ученых в области педагогического моделирования и исследовательской деятельности обучающихся.

Результаты. Представлена и обоснована открытая проективная модель организации профильно-ориентированной проектно-исследовательской деятельности старшеклассников. В данной модели содержательно раскрыты основные ее структурные компоненты – пространство самоопределения, образовательные практики, пространство позицирования как необходимые условия формирования личностных и метапредметных результатов, обеспечивающих успешность учебно-исследовательской деятельности старшеклассников и способствующих профильному самоопределению обучаемых.

Заключение. Предложенная модель организации профильно-ориентированной проектно-исследовательской деятельности старшеклассников направлена на реализацию требований ФГОС СОО в аспекте организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающегося. Полученные в процессе апробации результаты позволяют прогнозировать возможность ее успешной реализации в старших классах общеобразовательных учреждений.

Опубликован
2018-03-30
Как цитировать
Khromova, O., Yakovleva, T., & Baginskaia, T. (2018). МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТИВНОГО ПОДХОДА. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 42(4), 22-35. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2017-42-4-18