КОНТЕКСТ РАССМОТРЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ КАК ОСНОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ ЕГО СОДЕРЖАНИЯ

  • Tatyana Yu. Artiukhova Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого (Красноярск)
  • Tatyana I. Petrova КГПУ им. Астафьева
Ключевые слова: здоровье, психологическое здоровье, контекст, социокультурный аспект, субъект, субъектная позиция, саморазвитие.

Аннотация

Проблема и цель. Рассмотрение феномена психологического здоровья сопряжено с контекстом социокультурных обстоятельств, в которых оно формируется и реализуется. Контекстуальность понимания психологического здоровья задается задачами образования, в т.ч. и высшего, решение которых направлено, в частности, на взращивание будущего компетентного профессионала. В процессе обучения психологическое здоровье должно обеспечить полноценное становление обучающегося как субъекта развития и саморазвития. Целью исследования выступает конкретизация понимания содержания психологического здоровья с учетом заданного контекста его рассмотрения.

Методологию исследования составляют анализ и обобщение теоретических научно-исследовательс-ких работ зарубежных и отечественных ученых, признанных научным сообществом.

Заключение. Необходимость данной проблематики обусловлена требованиями времени. Здоровое подрастающее поколение обеспечит будущее нашего общества. Приумножение психологического здоровья субъектов образовательного процесса должно осуществляться посредством повышения уровня психологической компетентности, восстановления и развития их психоэмоционального баланса.

Субъектная позиция раскрывается посредством активности, ценностей, рефлексии (саморефлексии), опыта, в т.ч. сотрудничества. Понимание индивидуальных и возрастно-психологических особенностей обучающихся позволяет ставить задачи по осознанию молодыми людьми своих возможностей и возможных преобразований в предметном мире с требованиями выполняемой деятельности, формированию компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО (общетрудовые, профессиональные знания и умения, связанные с предметными преобразованиями), формированию умения саморегуляции, коллективного взаимодействия.

Субъектная позиция характеризует обучающегося как личность, которая сознательно в процессе своей деятельности проявляет ценностно-смысловое отношение к тому или иному объекту.

Структура субъектной позиции включает мотивационно-ценностный и деятельностный компоненты. Мотивационно-ценностный компонент определяет стратегию поведения обучающегося, а деятельностный – реализацию этой стратегии, способность к саморегуляции и управление собственной деятельностью.

Выделение уровней ценностного отношения к собственному здоровью обучающихся может быть проявлено только через субъектную позицию.

Во все времена здоровье рассматривается как ценность. Психологическое здоровье, представляющее собой единство многих составляющих, необходимо рассматривать в социокультурном контексте. Контекстуальность рассмотрения психологического здоровья одновременно и очевидно, и задает основную стратегию исследования этого феномена на современном этапе развития науки.

Опубликован
2018-03-30
Как цитировать
Artiukhova, T., & Petrova, T. (2018). КОНТЕКСТ РАССМОТРЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ КАК ОСНОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ ЕГО СОДЕРЖАНИЯ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 42(4), 109-116. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2017-42-4-26