АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ОБ УСПЕХЕ

  • Natalia V. Luk ,ianchenko Сибирский государственный университет науки и технологий им. акад. М.Ф. Решетнёва (Красноярск)
  • Larisa V. Dovydenko Сибирский государственный университет науки и технологий им. акад. М.Ф. Решетнёва (Красноярск)
  • Igor A. Alikin КГПУ им. Астафьева
Ключевые слова: студенты, мотивация достижения успеха, интериоризованный успех, экстериоризованный успех, субъективно-личностные ценности, ценности социальной значимости.

Аннотация

Проблема и цель. Педагогическое взаимодействие в современном вузе должно носить развивающий характер, опираться на понимание актуальных запросов общества и социально-психологических характеристик студенчества. Для российского общества особенно значимы вопросы реализации продуктивной мотивации молодежи, в первую очередь мотивации достижения успеха. В исследованиях мотивации достижения установлены ее процессуальные детерминанты и характеристики. При этом мало изучен аксиологический аспект, определяющий ее разворачивание в реальной жизнедеятельности. В соответствии с этим было проведено исследование структуры ценностных предпочтений успеха у современных студентов.

Методическое обеспечение и база исследования. В исследовании использовалась методика «Мотивация достижения успеха студентов в вузе» С.А. Пакулиной. Методика предназначена для определения у студентов ценностного предпочтения разных аспектов успеха, сгрупированных в две тенденции: экстериоризированный и интериоризированный успех. Экстериоризированному успеху соответствуют категории: удача материальный уровень жизни, признание, власть. Интериоризованному успеху соответствуют категории: результат собственной деятельности, личный успех, успех как психическое состояние, преодоление препятствий призвание. В исследовании приняли участие студенты красноярских вузов (591 респондент). Обработка данных включала корреляционный анализ с использованием коэффициента Спирмена, факторный анализ, кластерный анализ (методом будущего соседа в евклидовом пространстве) и ранжирование.

Результаты. Корреляционный анализ выявил, что все показатели значимости ценностей успеха связаны друг с другом положительными связями. Уровневый профиль значимости ценностей успеха может быть либо в целом выше, либо ниже. В результате проведения факторного анализа определились два фактора. В каждом можно выделить три группы показателей: показатели, имеющие средние веса и в первом, и во втором факторе, своего рода аксиологическое ядро успеха (преодоление препятствий, материальный уровень жизни, результат собственной деятельности, удача); показатели субъективно-личностных ценностей (успех как психическое состояние и личный успех), имеющие большой вес в первом факторе и не имеющие вес во втором; показатели ценностей социальной значимости (власть и признание), имеющие большой вес во втором факторе и не играющие существенной роли в первом. В результате кластерного анализа определились четыре группы респондентов. Группы, у которых особенно низкие значения, имеют либо субъективно-личностные ценности, либо ценности социальной значимости, сниженные показатели ценностей, отнесенных к аксиологическому ядру успеха.

Заключение. Ценностная составляющая успеха у студентов имеет многоаспектный характер. Уровни значимости различных ценностных аспектов успеха взаимосвязаны друг с другом положительным образом и задаются совокупным влиянием субъективно-личностных ценностей и ценностей социальной значимости. В соответствии с этим психоло-педагогические средства развития мотивации достижения у студентов должны быть направлены на формирование социального интереса, выработку индивидуальных стратегий реализации социальной полезности и навыков получения положительной обратной связи в процессе достижения поставленных целей.

Опубликован
2018-03-30
Как цитировать
Luk ,ianchenko, N., Dovydenko, L., & Alikin, I. (2018). АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ОБ УСПЕХЕ. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 42(4), 117-125. https://doi.org/https://doi.org/10.25146/1995-0861-2017-42-4-27