ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ УЧЕБНЫХ МОДУЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ МАГИСТРОВ-ПЕДАГОГОВ
Аннотация
Проблема и цель. Педагогическая сущность компетенции, характеризующаяся способностью использовать предметные знания для решения задач вне предметной области, указывает на несостоятельность дисциплинарного (предметно-знаниевого) подхода в решении задач ее формирования. Это определяет проблему поиска нового содержания и форм обучения, ориентированного на формирование компетенций обучающихся.
Цель статьи – разработать модель междисциплинарного учебного модуля в составе основной образовательной программы подготовки магистра-педагога, ориентированного на формирование его профессиональных компетенций.
Методология исследования базируется на основных положениях компетентностного, деятельностного и межпредметного подходов, контекстного обучения, нормативных требованиях федерального государственного образовательного стандарта высшего образования направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование и профессионального стандарта педагога, анализе инновационного опыта.
Результаты. Разработана методическая модель междисциплинарного учебного модуля в составе основной образовательной программы подготовки магистра-педагога и обоснован его дидактический потенциал для формирования профессиональных компетенций.
Заключение. Разработанная методическая модель междисциплинарного учебного модуля в составе основной образовательной программы подготовки магистра-педагога имеет дидактический потенциал для формирования профессиональных компетенций обучающихся, который может быть реализован в условиях контекстного подхода.
Литература
2. Грачева А.Г. Междисциплинарное обучение в финской школе // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/64516 (дата обращения: 01.02.2018).
3. Ентураева Н.В. Анализ опыта проектирования и реализации содержания междисциплинарных модулей в системе среднего профессионального образования // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2015. № 42. С. 70–74. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_22989269_66365029.pdf (дата обращения: 29.01.2019).
4. Ентураева Н.В. Интеграция учебных дисциплин как фактор проектирования и реа-
лизации содержания междисциплинарных модулей в системе среднего профессионального образования // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 1 (21). С. 191–194. URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=34053325 (дата обращения: 29.01.2019).
5. Коменский А.Я. Избранные сочинения. М.: Учпедиздат, 1955. 287 с.
6. Морозова И.М. Методика организации работы с интегрированным междисциплинарным модулем «Методы обучения» // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 1,
№ 11. С. 133–137. URL: https://elibrary.ru/query_results.asp (дата обращения: 29.01.2019).
7. Мунасыпов И.М., Девяткина С.Н. Новый взгляд на междисциплинарный подход с позиций реализации компетентностной модели обучения в вузе // История науки и техники. 2018. № 3. С. 60–66. URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=34839499 (дата обращения: 01.02.2019).
8. Пахомова Т.Е. Формирование ИКТ-компетентности у будущих педагогов при изучении междисциплинарного курса «Теория и методика использования ИКТ в дошкольной образовательной организации» // Ученые записки ЗабГУ. 2016. Т. 11, № 6. С. 44–52. DOI: 10.21209/2308-8796-2016-11-6-44-52
9. Пусвацет В.С. Междисциплинарные модули в подготовке педагогических кадров: опыт Германии // Вестник Герценовского университета. 2011. № 10 (96). С. 37–40.
URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_ 17132702_56340005.pdf (дата обращения: 28.02.2019).
10. Ржеуцкая С.Ю., Харина М.В. Междисциплинарное взаимодействие в интегрированной информационной среде обучения технического вуза // Open education Vol. 21, № 2. 2017. С. 21–28. URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=34481111 (дата обращения: 29.01.2019).
11. Сёмин Ю.Н. Интеграция содержания инженерного образования: дидактический аспект. Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2000. 140 с.
12. Стасенков Ю.А. Использование междисциплинарных учебных модулей в бакалавриате // Тенденции развития науки и образования. 2015. № 4. С. 10–12. DOI:10.18411/2015-08-4-1-10-13. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_24490763_85070626.pdf (дата обращения: 29.01.2019).
13. Шестакова Л.А. Теоретические основания междисциплинарной интеграции в образовательном процессе вузов // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Сер. 3: Педагогика. Психология. Образовательные ресурсы и технологии. 2013. № 1. С. 47–52. URL: https://www.muiv.ru/vestnik/pp/ (дата обращения: 29.01.2019).
14. Шкерина Л.В. Междисциплинарные модули в программе бакалавриата педагогического направления подготовки: проектирование и реализация // Образование и общество. 2015. № 1 (90). С. 65–70. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23078847 (дата обращения: 01.02.2019).
15. Шкерина Л.В., Сенькина Е.В., Саволайнен Г.С. Междисциплинарный образовательный модуль как организационно-педагогическое условие формирования исследовательских компетенций будущего учителя математики в вузе // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 4 (26). С. 76–80.
URL: http://www.kspu.ru/upload/documents/2013/12/24/0ec6e3bf72ba8ed4ceac1f33347e9ecb/2013-4-26.pdf (дата обращения: 29.01.2019).
16. Moran L. Open curriculum implementations and teaching skills for online training at university // Virtualidad, Educación y Ciencia. 2015. Vol. 6, No. 10. P. 54–62.
17. Sahlberg P. Finnish Lessons: What Can the World Learn from Educational Change in Finland. 2011. P. 26. Teachers College, Columbia University. URL: https://www.scirp.org/reference/ReferencesPapers.aspx?ReferenceID=2008103
18. Stamp N., Tan-Wilson A. & Silva A. Preparing graduate students and undergraduates for interdisciplinary research // BioScience. 2015. 65 (4). P. 431–439. URL: https://doi.org/ 10.1093/biosci/biv017